Туристический портал - Yunnanlife

Жак габриэль. Анж-жак габриэль и его известные работы

Жак Анж Габриель (1698-1782) происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец, Жак Габриель Пятый (1667- 1742), был придворным архитекто­ром короля. В 1741 г. сын занял его место. Жак Анж Габриель был также президентом Академии архитекту­ры. Он работал только по королев­ским заказам, поэтому его можно считать выразителем официально­го вкуса во французской архитекту­ре середины XVIII в. Творчество Жака Анжа Габриеля не принадле­жит в полной мере неоклассицизму,

*Портик (от лат. - porticus) - галерея, образованная колоннами или столбами, как правило, перед входом в здание, с фронтоном (треугольным завершением, образованным скатами крыши и карнизом) или аттиком (стенкой над карнизом, украшенной скульптурой или надписями).

МАЛЫЙ ТРИАНОН

Людовик XV (1715-1774 гг.) и его фаворитка маркиза де Пом­падур были страстно увлечены ботаникой. Король решил соору­дить в Версале ферму для занятий сельским хозяйством, а также устроить ботанический сад и оранжереи. Возвести здесь изящное здание, которое назвали Малым Трианоном (слово «трианон» обо­значало тогда место уединения или тихого времяпрепровождения в кругу близких друзей), было поручено Жаку Анжу Габриелю. Ра­боты продолжались с 1762 по 1764 г., а интерьеры были завер­шены лишь в 1768 г.

Малый Трианон - не роскошный загородный дворец. Это ско­рее особняк, вынесенный на природу. Кубическую форму здания с чёткими гранями углов не нарушают обильные украшения. Все его фасады оформлены в едином стиле, но каждый - по-своему. Главный (входной) и задний фасады украшены пилястрами - плос­кими вертикальными выступами стен в виде четырёхгранных стол­бов, имеющих те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель). Левый фасад украшен колоннами, правый же ни колонн, ни пилястров не имеет. На всех фасадах только прямые линии без единого изгиба.

К главному фасаду ведёт подъездная аллея. Правый и задний фасады выходят в английский пейзажный парк - один из немногих во Франции. К левому фасаду примыкает французский регулярный парк (как бы уменьшенная модель Версальского пар­ка), в конце которого расположен Французский павильон, также построенный Габриелем.

(1698-10-23 )

Биография

Габриель в Версале

В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Габриэля, 1735-74; дворцовый театр , 1763-70) Габриэль противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки.

Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон (1762-64), построенный Габриэлем в парке Версаля , знаменовал переход от аристократического дворца к интимному особняку.

Габриель в Париже

Связанная с городскими магистралями планировка и открытая к Сене застройка площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1753-75) явилась важным этапом в осмыслении архитектурного ансамбля как органической части пространственной композиции города.

Военную школу строил в 1751-75 годы.

Знаменитый французский писатель Марсель Пруст во втором томе(«Под сенью девушек в цвету ») романа «В поисках утраченного времени » писал: «Я солгал бы, сказав, что дворцы Габриэля казались мне в то время прекраснее и даже древнее, чем соседние особняки. Более стильным да и более старинным находил я если не Дворец промышленности, то, по крайней мере, Дворец Трокадеро […] Всего лишь раз был я не в силах не остановиться надолго перед одним из дворцов Габриэля; наступила уже ночь, и колонны его, утратив в лунном свете всякую материальность, казались вырезанными из картона и, напомнив мне декорацию из оперетты „Орфей в аду“, впервые произвели на меня впечатление чего-то прекрасного».

Главные работы

  • Перестройка дворца в Шуази , 1740-1777.
  • Павильон Бютар, 1750 в городке Ля-Сель-Сен-Клу (La Celle-Saint-Cloud ).
  • Перестройка усадьбы Менар (Луар и Шер), 1760-1764, для Мадам Помпадур .
  • Малый Трианон в Версале , 1762-1768.
  • Военная школа на Марсовом поле в Париже.
  • Северное крыло Лувра .
  • Фасады особняков на площади Согласия, включая Морской особняк, Париж, 1775.
  • Биржевая площадь в Бордо , 1755: бывший королевский дворец с видом на Гаронну .

Напишите отзыв о статье "Габриель, Анж Жак"

Литература

  • Gromort G., Jacques-Ange Gabriel, sa vie, son oeuvre, P. 1933.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Габриель, Анж Жак

Это уже был настоящий Караффа. Фанатик-инквизитор, вдруг неожиданно обретший неограниченную власть. А может именно к этой власти он и шёл, все его долгие годы? Хотя для меня уже не имело значения, чего он желал. Я вдруг очень чётко поняла, что в любую секунду могла оказаться на месте моего доброго учителя, вися на том же самом жутком крюке... Если бы Караффа этого пожелал.
– Но, как же Бог?!.. Неужели Вы не боитесь даже Его?..
– Ну что Вы, Изидора! – хищно улыбнулся Караффа. – Бог простит мне всё, что творится во славу Его!
Это было сумасшествие. И моя хрупкая надежда, корчась, начала умирать...
– Подумали ли Вы над моим предложением, мадонна? Надеюсь, у Вас было достаточно времени, чтобы уяснить своё положение? И мне не понадобится следующий удар?..
У меня похолодело сердце – каким он будет, этот «следующий удар»?.. Но приходилось отвечать, и я не собиралась показывать ему, насколько сильно боялась.
– Если я не ошиблась, Вы предлагали мне Вашу дружбу, Ваше святейшество? Но дружба не много стоит, если её получают, вселяя страх. Я не желаю такой дружбы, даже если от этого придётся страдать. Я не боюсь боли. Намного страшнее, когда болит душа.
– Какое же Вы дитя, дорогая Изидора!.. – засмеялся Караффа, – Это, как книги – существует «страдание» и СТРАДАНИЕ. И я искренне советую Вам не пробовать второй вариант!
– Как бы там ни было – Вы не друг, Джованни. Вы даже не знаете, что несёт собой это слово... Я прекрасно понимаю, что нахожусь полностью в Ваших жестоких руках, и мне всё ровно, что будет происходить сейчас...
Я впервые нарочно назвала его по имени, желая обозлить. Я и правда была почти что ребёнком во всём, что касалось зла, и всё ещё не представляла, на что был по-настоящему способен этот хищный, но, к сожалению, очень умный человек.
– Ну что ж, Вы решили, мадонна. Пеняйте на себя.
Его слуга резко взял меня под руку и подтолкнул к узкому коридору. Я решила, что это конец, что именно сейчас Караффа отдаст меня палачам...
Мы спустились глубоко в низ, проходя множество маленьких, тяжёлых дверей, за которыми звучали крики и стоны, и я ещё сильнее уверилась в том, что, видимо, пришёл-таки наконец-то и мой час. Я не знала, насколько смогу выдержать пытку, и какой сильной она может быть. Мне никогда никто не доставлял физической боли, и было очень сложно судить, насколько я могу быть в этом сильна. Всю свою короткую жизнь я жила окружённой любовью родных и друзей, и даже не представляла, насколько злой и жестокой будет моя судьба... Я, как и множество моих друзей – ведуний и ведунов – не могла увидеть свою судьбу. Наверное, это было от нас закрыто, чтобы мы не пытались изменить свою жизнь. А возможно, ещё и потому, что мы так же, как все остальные, имели своим долгом прожить то, что нам было суждено, не пытаясь уйти раньше, видя какой-нибудь ужас, предназначенный почему-то нашей суровой судьбой...
И вот пришёл день, когда у меня не оставалось выбора. Вернее, выбор был. И я выбрала это сама. Теперь оставалось лишь выдержать то, что предстоит, и каким-то образом выстоять, сумев не сломаться...
Караффа наконец-то остановился перед одной из дверей, и мы вошли. Холодный, леденящий душу ужас сковал меня с головы до ног!.. Это был настоящий Ад, если такой мог существовать на Земле! Это торжествовало зверство, не поддающееся пониманию нормального человека... У меня почти что остановилось сердце.

Габриэль, Анж-Жак (1698-1782) французский архитектор-классицист, с 1742 г. главный архитектор Людовика XV и мадам де Помпадур. Его элегантные постройки без излишеств, свойственных рококо, отличаются прекрасными пропорциями, среди них - Малый Трианон в Версале (1762-1768), ансамбль площади Согласия в Париже (1755).

В середине 1750-х годов стиль рококо подвергался критике за манерность, чувственность и усложненность композиции живописных и декоративных элементов. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре. Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 году Помпей с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды на греческую архитектуру. Первые шаги архитектуры в новом направлении были еще неуверенны. Академия пыталась возглавить зарождавшееся движение. Классицизм становился модным при дворе.

Архитектура 1760-1770-х годов не изобиловала декоративными элементами. Колоннам, антаблементам, фронтонам возвращалось их конструктивное значение. На смену регулярному искусственному пришел парк, свободно разбитый по естественной пейзажной системе, с укромными уголками, рощами и прудами, с небольшими беседками, называемыми «храмами дружбы».

К переходной поре в развитии классицизма относится творчество Жака-Анжа Габриэля (1699-1782) - выразителя просветительских идеалов. Переосмысливая традиции архитектуры 17 столетия в соответствии с завоеваниями 18 века, Габриэль стремился приблизить ее к человеку, сделать более интимной; он уделял внимание деликатно прорисованным тонким декоративным деталям, используя античный ордер и орнаментику. В то же время деятельность Габриэля была тесно связана с расширяющимся градостроительством, с разрешением новых задач ансамбля.

Жак Анж Габриэль – выдающийся мастер изящной французской архитектуры. Стиль Габриэля – чрезвычайно самобытное и органическое явление, порожденное исконным развитием зодчества Франции. Его творчество отличают пластичность и изысканная тонкость декоративных деталей. Архитектор родился 23 октября 1698 года в Париже. Его отцом был известный архитектор Жак Габриэль V. Жак младший работал с отцом на строительстве зданий короля в интерьерах Версаля, Фонтенбло и Тюильри.



Участие Габриэля - сына в градостроительных работах отца подготовило его к решению ансамблевых задач, игравших к середине XVIII века значительно более важную роль в архитектурной практике. Как раз в это время в печати сосредоточилось внимание к Парижу, к проблеме превращения его в город, достойный названия столицы. Париж обладал прекрасными памятниками архитектуры, рядом площадей, созданных в предшествующем веке, но это были отдельные, замкнутые в себе, изолированные части организованной застройки. В середине 18-го столетия возникает площадь, повлиявшая на сложение ансамбля парижского центра, – нынешняя площадь Согласия. Своим появлением она обязана целому коллективу французских зодчих, но основным ее творцом был Жак Анж Габриэль.

В 1748 году по инициативе столичного купечества было принято решение о постановке монумента Людовику XV. Академия объявила конкурс на создание площади для этого памятника. В результате первого конкурса не был избран ни один из проектов, но было окончательно установлено место для площади. После второго конкурса, проведенного в 1753 году лишь среди членов академии, проектирование и застройка были поручены Габриэлю, с тем, чтобы он учел и другие предложения. Участком, выбранным под площадь, был обширный пустырь на берегу Сены на тогдашней окраине Парижа, между садом Тюильрийского дворца и началом ведущей в Версаль дороги.

Площадь Согласия в Париже. Архитектор Габриэль, Жак Анж

Габриэль необыкновенно плодотворно и перспективно использовал выгоды открытого и прибрежного расположения площади. Его площадь стала осью дальнейшего развития Парижа. Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации. С одной стороны, площадь мыслится как преддверие дворцовых комплексов Тюильри и Лувра. Недаром к ней ведут из-за границ города три предусмотренных Габриэлем луча – аллеи Елисейских Полей, мысленная точка пересечения которых находится во входных воротах Тюильрийского парка. В этом же направлении, лицом к дворцу, ориентирован конный монумент Людовика XV. В то же время, архитектурно акцентирована лишь одна сторона площади, параллельная Сене. Здесь, предусмотрено сооружение двух величественных административных зданий, а между ними проектируется Королевская улица, ось которой перпендикулярна оси Елисейские Поля – Тюильри. В конце ее очень скоро начинает строиться церковь Мадлен, своим портиком и куполом замкнувшая перспективу. По обе стороны от корпусов зданий, Габриэль спроектировал еще две улицы, параллельные Королевской. Тем самым, было дано и другое возможное направление движения, связывающее площадь с близлежащими кварталами растущего города.

Жак-Анж Габриэль

Центральной фигурой в области архитектуры второй половины XVIII века являлся Жак Анж Габриэль (1698-1782) - «первый архитектор короля». Он построил и расширил множество церквей и дворцов во время правления Людовика XV и был одним из наиболее известных и продуктивных французских архитекторов XVIII века. От своего отца он унаследовал должность главного архитектора Людовика XV и президента Академии архитектуры в 1742 году. Габриель руководил почти всеми главными строительными проектами в годы правления Людовика XV. Под его руководством королевские церкви и дворцы были перестроены, расширены или обновлены, чтобы удовлетворять стандартам личного комфорта Людовика XV, в том числе замок Фонтенбло (1749), Ла-Мюрт (1746), Компень (1751) и Шуази; пристройки к Лувру (1755) в Париже; амбициозный проект Версальского дворца (1763), включая завершение его правого крыла и строительства здания Оперы и Малого Трианона; а также строительство Военной школы (1752) в Париже. Габриель снабдил практически все королевские резиденции театрами, построил также павильоны и галереи для некоторых из них и спроектировал охотничьи домики в главных царских лесных угодьях.

Наиболее значительной работой Габриэля было создание площади Согласия в Париже (первоначально площадь Людовика XV) (1755), спланированной как место установки прижизненного памятника Людовику XV.

Площадь Согласия входит в качестве основного звена в пространственную композицию, образующую архитектурный центр Парижа. Она представляет собой новый открытый тип городской площади. Если эспланады XVII века, типа Вандомской площади, замкнуты со всех сторон зданиями, то новая площадь была застроена лишь с одной стороны, с двух же боковых она ограничена зелеными насаждениями, с четвертой - рекой Сеной. В центре площади был установлен конный монумент королю. Во время Великой Французской революции конца века его сняли, и на его месте позже - в 1836 году - установили обелиск.

Основная идея планировки центра столицы принадлежала Ленотру. Габриэль включил свою площадь в ансамбль, имевший своим началом Лувр. Гигантская ось Парижа восток - запад образуется Лувром, площадью Согласия и проспектом Елисейских полей, являющимся кратчайшей дорогой в западные пригороды столицы, в том числе в Версаль. В начале XIX века эта магистраль получила свое завершение благодаря возведению арки Звезды; застроена она была позже - в середине века.

Ансамбль площади Согласия формируется симметричными зданиями Военного и Морского министерств, разделяемыми Королевской улицей (Рю руаяль), которая создает ее меридианальную ось.

Постройки Габриэля выражают «аристократическую простоту» в суровом, но гармоничном сочетании их объемов и смягченного классического орнамента. Он выделялся умением придавать большим постройкам величавые пропорции, примером этого явля ется Военная школа. Он также известен использованием присоединенных колонн вместо пилястров на обоих (внешнем и внутреннем) фасадах. В стилистическом отношении особо примечателен построенный Габриэлем в 1770-х годах

Анж-Жак Габриэль (фр. Ange-Jacques Gabriel); или Жак-Анж Габриэль, также Габриель (23 октября 1698, Париж - 4 января 1782, Париж) - французский архитектор, член Академии архитектуры (1728); королевский архитектор (1742); Первый королевский архитектор (1743); президент Академии архитектуры (1743-1782). Один из основоположников архитектурного классицизма XVIII века.

Биография

Учился у своего отца Жака Габриэля V, архитектора особняка Пейрана де Мора (Peyrenc de Moras) или, по-другому, Бироновского (ныне Музей Родена), и внук архитектора Жака IV Габриэля (Jacques IV Gabriel).

С 1742 года архитектор короля, со следующего года - Первый королевский архитектор и президент Академии архитектуры. Пост президента занимал до конца своей жизни.

Габриэль в Версале

В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Габриэля, 1735-1774; дворцовый театр, 1763-70) Габриэль противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки.

Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон (1762-64), построенный Габриэлем в парке Версаля, знаменовал переход от аристократического дворца к интимному особняку.

Габриэль в Париже

Связанная с городскими магистралями планировка и открытая к Сене застройка площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1753-1775) явилась важным этапом в осмыслении архитектурного ансамбля как органической части пространственной композиции города.

Военную школу строил в 1751-1775 годы.

Французский писатель Марсель Пруст во втором томе романа «В поисках утраченного времени» («Под сенью девушек в цвету») писал: «Я солгал бы, сказав, что дворцы Габриэля казались мне в то время прекраснее и даже древнее, чем соседние особняки. Более стильным да и более старинным находил я если не Дворец промышленности, то, по крайней мере, Дворец Трокадеро[…] Всего лишь раз был я не в силах не остановиться надолго перед одним из дворцов Габриэля; наступила уже ночь, и колонны его, утратив в лунном свете всякую материальность, казались вырезанными из картона и, напомнив мне декорацию из оперетты „Орфей в аду“, впервые произвели на меня впечатление чего-то прекрасного».

Главные работы

  • Перестройка дворца в Шуази (Chteau de Choisy-le-Roi), 1740-1777.
  • Замок в Компьень, 1750.
  • Павильон Бютар, охотничий дом (Pavillon du Butard, 1750) в городке Ля-Сель-Сен-Клу (La Celle-Saint-Cloud).
  • Перестройка усадьбы Менар (Луар и Шер), 1760-1764, для Мадам Помпадур.
  • Малый Трианон в Версале, 1762-1768.
  • Военная школа на Марсовом поле в Париже.
  • Дворцовая опера в Версале, 1769
  • Северное крыло Лувра.
  • Площадь Людовика XV, 1772.
  • Фасады особняков на площади Согласия, включая Морской особняк и будущий Отель Крийон, Париж, 1775.
  • Биржевая площадь в Бордо (Place de la Bourse (Bordeaux), 1755): бывший королевский дворец с видом на Гаронну.

Литература

  • Габриель Жак Анж // Большая Советская энциклопедия
Загрузка...