Туристический портал - Yunnanlife

Авиакомпания S7 Airlines Сибирь. S7 AirlinesАвиакомпания Сибирь S7 airlines авиакомпания кто владелец

S7 Airlines (юридическое название - ОАО «Авиакомпания „Сибирь`») - третья по величине российская авиакомпания. Базируется в новосибирском аэропорту «Толмачево», формируя региональные хабы в Иркутске и Домодедово. Входит в Группу компаний С7 («S7 Group»); участник глобального авиационного альянса «oneworld».

История 2017: Роскосмос и S7 построят орбитальный космодром

В 2017 году авиакомпании группы перевезли более 14,2 млн пассажиров.

2006-2010
  • «S7 Airlines» эксплуатировала в 2005-2008 годах 10 Боинг 737-500
  • Переломным годом для «Сибири» стал 2006-ой: на её базе и структурных подразделений была создана группа компаний «S7 Group». В связи с этим событием в марте авиакомпания удивила не только пассажиров, но и коллег и конкурентов ребрендингом и смелой расцветкой самолётов. Скромные белые фюзеляжи и сине-голубые хвосты воздушных судов компании стали ярко-зелёного цвета с красно-белым логотипом практически нового перевозчика - «S7 Airlines».
  • 15 ноября 2010 года авиакомпания «S7 Airlines» стала полноправным членом международного альянса авиаперевозчиков«Oneworld».
1957-2005
  • В 1957 году с военного аэродрома в Новосибирской области (будущий аэропорт «Толмачёво») был совершён первый гражданский рейс по маршруту Новосибирск - Москва на самолёте Ту-104. Это событие считается рождением Толмачёвского объединенного авиаотряда.
  • Спустя 35 лет - в 1992 году - на базе Толмачёвского объединенного авиаотряда была образована государственная авиакомпания «Сибирь». В 1994 году компанию приватизировали. Тогда же «Сибирь» получила международный код ИАТА.
  • В 2001 году авиакомпания «Сибирь» стала действительным членом Международной Ассоциации Воздушного Транспорта IATA. Тогда же компания купила авиакомпанию «Внуковские авиалинии» и стала второй по величине авиакомпанией России и первой по объёму перевозок на внутренних линиях. Спустя год «Сибирь» стала выполнять 60 % своих рейсов из аэропорта «Домодедово», перенеся центральный офис из Новосибирска в Москву. В том же году «Сибирь» поглотила армянскую Armavia, а летом 2004 приобрела контрольный пакет Челябинского авиапредприятия.
  • В 2005 году «Сибирь» первой среди российских авиакомпаний ввела продажу авиабилетов на свои рейсы через Интернет.
Попытки приватизации

Государственный пакет акций «Сибири» (25,5 %) неоднократно выставлялся на продажу в 2006-ом и 2007-ом годах. Сами переговоры о продаже ведутся с 2001-го, но покупателей так и не нашлось. В конце 2009-го представители главного авиаперевозчика страны «Аэрофлота» упоминали о возможности приобретения государственного пакета акций «Сибири», но в конкретные действия это не вылилось. В 2011 году государство вновь, трижды выставляло свой пакет на аукционы, но все они не состоялись в связи с отсутствием претендентов на покупку. Эксперты объясняли неудачи в приватизации пакета тем, что для портфельных инвесторов он не интересен вследствие высокой стартовой цены (1,8 - 2,9 млрд руб.), а для стратегических - из-за размера пакета, не дающего права реального влияния на управление авиакомпанией.

Флот

Воздушный парк компании состоит из 43 дальнемагистральных и среднемагистральных самолётов (на 8 февраля 2012 года).

История флота

В разные годы своей истории «S7 Airlines» эксплуатировала различные типы ВС. До конца 2008 года в парке авиакомпании были такие лайнеры как Ил-86, Ту-154 и Ту-204. В 2004 году «S7 Airlines» приступила к реализации плана обновления своего воздушного парка. 17 ноября 2008 года эксплуатация советских самолётов в компании была полностью прекращена.

29 мая 2007 года авиакомпания подписала контракт с компанией Boeing на покупку 15 авиалайнеров Boeing-787 и опцион ещё на 10 таких самолётов, став таким образом первым заказчиком данных самолётов среди российских авиакомпаний. Срок поставки первых самолётов - 2014 год; каталожная стоимость 15 лайнеров - $2,4 млрд. Однако в конце января 2009 года в связи с экономическим кризисом и тяжёлым финансовым положением авиакомпании данный контракт был расторгнут.

C апреля 2008 года S7 Airlines начала выполнять полёты на новом самолете Airbus А320. По заключенному с компанией ILFC договору операционного лизинга, в 2008 году S7 Airlines получила 4 воздушных судна этого типа. Все они оснащены двигателями CFM56 производства «CFM International». В 2009 году начались поставки ещё 25 самолетов.

Часть регулярных внутренних рейсов выполняется на самолетах Boeing 737-800 и Boeing 737-400 дочерней чартерной авиакомпанией «Глобус».

Деятельность

Компания имеет разветвлённую сеть маршрутов с пересадочными узлами в Москве (Домодедово), Новосибирске (Толмачёво, базовый аэропорт) и Иркутске.

По итогам 2006 года авиакомпания «Сибирь» заняла третье место по количеству перевезенных на чартерных рейсах пассажиров (950 тысяч пассажиров), уступив «Атлант-Союзу» (1,14 миллиона пассажиров) и «ВИМ-Авиа» - (980 тысяч пассажиров). Чартерные перевозки составляют 19 % от пассажиропотока АК «Сибирь». В 2008 году большинство чартерных рейсов передано дочерней компании «Глобус».

В 2007 году самолёты S7 Airlines выполнили более 47,5 тыс. рейсов, на которых было перевезено 5 698,1 тыс. пассажиров. Рост числа перевезённых пассажиров на внутренних воздушных линиях составил 22 %, а на международных - 8 %. Пассажирооборот в 2007 году превысил 13,9 млрд пассажирокилометров. За 2007 год было перевезено более 33,3 тыс. тонн грузов и почты. Грузооборот за 2007 год составил более 1,3 млрд тоннокилометров.

Количество перевезённых пассажиров в 2008 году составило 5 892 548 человек, выполнены 51 422 рейса.

Слияния и поглощения

В 2002 авиакомпания «Сибирь» получила контроль над ОАО «Внуковские авиалинии», в результате чего расширила сеть маршрутов из Москвы.

Также в 2002 авиакомпания «Сибирь» купила контрольный пакет акций авиакомпании «Армавиа». В 2005 «Армавиа» была продана.

В 2008 г. в агентство по управлению госимуществом Австрии (OeIAG) было направлено предложение по покупке 43 % Austrian Airlines. Если сделка была бы заключена, российская авиакомпания получила бы в аэропорту Вены дополнительно 3 млн пассажиров в год. Однако сделка для S7 сорвалась из-за того, что компания не успела вовремя сдать документы. В результате, Austrian Airlines были приобретены Lufthansa.

Маршрутная сеть

Авиакомпания «S7 Airlines» совместно с дочерними перевозчиками формирует обширную маршрутную сеть, которая включает в себя 83 направления (41 - внутрироссийские) в 26 стран мира.

Награды

«S7 Airlines» неоднократно становилась лауреатом различных конкурсов, выставок и наград.

В 2001 году генеральный директор авиакомпании Владислав Филёв был признан лучшим менеджером года в воздушном транспорте России .

На международной туристической ярмарке MITT-2002 в Москве «Сибирь» была признана лучшей авиакомпанией России.

В 2003 году «S7 Airlines» первой из российских авиакомпаний стала лауреатом премии «Flight International Aerospace Awards» британского журнала «Flight International» в номинации «Корпоративная стратегия».

В феврале 2004 года получила награду американского журнала «Air Transport World magazine» в номинации «Лидеры рынка». В 2007 году авиакомпания стала победителем ежегодной национальной премии «Народная марка /Марка № 1 в России».

Возобновить запуски с Sea Launch планируется в 2019 г., говорится в презентации Филева. До 2023 г. планируется заказать 12 ракет. Это будут ракеты «Зенит» производства украинского завода «Южмаш», они будут поставляться с Украины американской «дочке» S7 – компании S7 Sea Launch, рассказали два человека, близких к разным сторонам проекта.

В презентации говорится, что инвестиции в запуск проекта, в том числе в возобновление стартов, составят $220 млн. А российские компании (прежде всего структуры S7), участвующие в процессе, получат $500 млн экспортной выручки.

На втором этапе запускать предполагается новую двухступенчатую ракету. Кто ее разработает и произведет, в презентации не говорится. Там лишь указано, что S7 готова заказать 50 и заключить опцион еще на 35.

А на третьем этапе S7 Group планирует создать орбитальный космодром на базе российского сегмента Международной космической станции (МКС). С космодрома грузовые корабли, ведомые космическими буксирами с ядерными электрореактивными двигателями, будут стартовать к Луне и другим планетам. Предполагается, что буксиры будут доставляться в сложенном виде на космодром, часть своей энергии они будут получать от разворачиваемых в космосе солнечных батарей. В космосе же к ним будут стыковаться и грузы.

Соглашение S7 Group с «Энергией» предусматривает аренду с 2024 г. МКС для организации орбитального космодрома, говорит человек, близкий к одной из сторон сделки. «Энергия» и Boeing в 2016 г. договорились эксплуатировать МКС до 2024 г. – эти компании отвечают со стороны России и США за сегменты МКС.

За 10 лет мировой рынок коммерческих космических запусков вырос почти вдвое и составил в 2016 г. около $215 млрд, говорится в презентации Филева. Почти $95 млрд пришлось на США.

Частный бизнес в России еще не пришел в эту сферу. А на Западе дальше всех продвинулась американская SpaceX Илона Маска. Она освоила производство и запуск средней ракеты Falcon 9 и тяжелой Falcon Heavy. В прошлом году Маск заявил о планах освоения организации полетов на Марс.

Бизнесмен считает, что первый полет на Марс может состояться уже в 2022 г. Время полета до Марса составит около 80 дней. Маск уверен, что когда-нибудь люди сделают Землю непригодной для жизни и человечество должно быть готово переселиться на другие планеты.

Филев на пресс-конференции в 2016 г. несколько раз подчеркнул, что надеется максимально заработать на космической программе и не боится конкуренции на мировом рынке коммерческих запусков со SpaceX и другими игроками.

«В космической отрасли сейчас некий кризис, связанный с отсутствием прорывных идей», – констатирует председатель совета директоров ГК «Каскол», совладелец компании «Пусковые услуги» Сергей Недорослев. С одной стороны, в космос уже давно ушли связь и даже интернет, навигация, услуги по мониторингу земной поверхности для различных отраслей. С другой – национальные правительства постоянно меняют цели, а ведь традиционно именно они ставили четкие задачи частным и государственным компаниям и финансировали их, говорит бизнесмен. «И что теперь? Осваивать Луну, Марс? Но зачем, если на Луне уже были, а Марсу не повезло – кончилось соревнование идеологий [между СССР и США] и, соответственно, демонстрация возможностей», – рассуждает Недорослев.

Образовавшийся вакуум заполняют частные компании, которые ставят амбициозные – в масштабах всей земной цивилизации – цели: базы на Луне, колонизация Марса, добыча полезных ресурсов в космосе, полеты к звездам, продолжает Недорослев. И у них есть деньги на их выполнение.

Проект по запуску ракетоносителей с «Морского старта» может быть коммерчески успешным, считает бизнесмен. Но есть и риски, как и в любом бизнесе. Новую ракету «Союз-5» для проекта разрабатывает РКК «Энергия», на конференции прозвучал срок поставки пять лет и цена фиксированная. Но изделие сложное, кооперация огромная, и есть риски как сорвать сроки, так и не вписаться в заявленную цену. Между тем запуски контрактуются на глубину до 5–6 лет. Поэтому уже сегодня нужно заключать контракты с конкретной датой, а для этого нужно быть уверенным в сроках получения ракет.

Впрочем, пока Филевы еще не закрыли сделку по покупке Sea Launch. Это может произойти в течение двух месяцев, уверяет человек, близкий к одной из сторон сделки. Уже получено одобрение американских регуляторов (платформа базируется в порту Лонг-Бич в Калифорнии). Представители S7 и «Энергии» на запросы «Ведомостей» не ответили.

Исправленная версия. Во втором абзаце исправлена информация о покупке космодрома.

Airbus A319 авиакомпании S7 Airlines. Фото: Pete Kiselyov

В конце февраля второй совладелец S7 – Наталья Филева говорила, что группа рассматривает возможность покупки болгарской авиакомпании, чтобы возить россиян в Болгарию напрямую через Украину. Последняя с 25 октября запретила российским авиакомпаниям пролет над своей территорией. Вчера Филев сказал, что в Болгарии все в самой начальной стадии. Кипр для новой авиакомпании, по его словам, выбран потому, что в стране недавно обанкротился национальный перевозчик Cyprus Airlines, освободилась ниша.

«Правила Евросоюза разрешают нерезиденту владеть не более 49% авиакомпаний, при этом запрещен непрямой (через аффилированных лиц) и управленческий контроль», – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Впрочем, это не останавливает инвесторов-нерезидентов. Например, Etihad Airways из ОАЭ владеет крупными миноритарными пакетами нескольких европейских авиакомпаний, в том числе 49% в Alitalia. Возможно, Etihad Airways контролирует европейских конкурентов. Но, как показывает опыт в других отраслях, Евросоюз рано или поздно обязательно проведет расследование, рассуждает Рыбак.

«Очевидно, что S7 не просто ищет знаний, это заявка на присутствие на европейском рынке, который в отличие от российского растет и объемы которого несопоставимо больше, – отмечает глава аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Интерес к нему у S7 появился еще до ухода «Трансаэро» и значительного усиления «Аэрофлота» на международных направлениях». «Российских перевозчиков давно привлекают европейский рынок и существующий там режим открытого неба, – говорит аналитик Раффайзенбанка Константин Юминов. – Но конкуренция очень высока, и зарабатывать на нем сейчас непросто даже лидерам».
Компания, которая может быть эффективной на трудном и зарегулированном российском рынке, может претендовать на неплохие позиции в Европе, спорит Пантелеев. Если же найти надежного партнера, то вполне можно защищать собственные интересы и проводить свои решения и с миноритарным пакетом, добавляет он.

Зачем Владислав Филев подался в космос.

Владелец группы компаний S7 Владислав Филев становится заметным ньюсмейкером не только в авиатранспортном бизнесе.

В прошлом году его фамилия около двух месяцев не сходила с первых полос федеральных изданий с новостями о готовящейся сделке по покупке авиакомпании «Трансаэро» в пику «Аэрофлоту». Но сделка не состоялась - продавец не собрал контрольный пакет, чему Филев, вероятно, только порадовался. Взвалить на себя убыточную компанию, которая, к тому же, по объемам бизнеса превышает собственный, задача непростая.

В конце сентября этого года бизнесмен заявил о приобретении космического проекта «Морской старт» за $150 млн и партнерстве с РКК «Энергия» в разработке и запуске ракет на геостационарную орбиту Земли. Перед репортерами и объективами телекамер на совместной с «Энергией» пресс-конференции Филев чувствовал себя более чем уверенно. «В авиации я не могу быть первым, уже есть «Аэрофлот», но в космосе буду», - заявил он журналистам и тут же объяснил, что космическая отрасль привлекла его множеством передовых достижений, а он, в отличие от других, знает, как эти достижения монетизировать. Не обошлось и без уколов в адрес Роскосмоса. «При всем техническом, научном и технологическом развитии космонавтика выглядит недоразвитой как отрасль. В космонавтике тот, кто делает ракеты, тот их и запускает, и сам управляет спутниками. Представьте себе авиакомпанию, которая сама делает самолеты, сама строит себе аэропорты». Глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев на эти слова не обратил внимания, а позднее признал, что действительно Роскосмос умеет разрабатывать и строить ракеты, но не умеет их продавать. «Энергия» около двух лет безрезультатно искала на Западе покупателя на «Морской старт» и наконец нашла в России. «Ко» разбирался, чем руководителя второй по объемам перевозок российской авиакомпании привлек космос.

Взлет-посадка

Бизнес по запуску спутников на геостационарную орбиту набирает обороты. По оценкам Satellite Industry Association, объем этого рынка в прошлом году составлял $5,4 млрд. В мире пока только Россия, США, Европейский союз, Украина, КНР, Индия, Израиль, Япония обладают ракетно-космическими технологиями. И всего три страны постоянно запускают спутники на коммерческой основе, а еще три - время от времени и в значительно меньшем объеме.

В 2015 г. в космос стартовало 87 ракет-носителей, из них 29 запущено Россией, 20 - США, 19 стартов провел Китай. «На орбиту летают российские «Протоны», SpaceX Илона Маска на ракете Falcon, совместный проект Европейского космического агентства и компании Arianespace с ракетами Ariane, - перечисляет генеральный директор российской частной ракетостроительной компании «Лин индастриал» Алексей Калтушкин. - Конкуренция усиливается, и каждый неудачный запуск заставляет заказчиков перестраховываться, бронируя запуск ракеты у конкурента». «Морской старт» - это попытка выйти на интересный и быстрорастущий рынок запуска космических спутников путем приобретения готового проекта, - заявил «Ко» исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций, вице-президент фонда «Сколково» Алексей Беляков. - Это бизнес-проект, и он быстро окупится, если удастся договориться с Украиной и наладить производство ракет-носителей «Зенит», изначально для него предназначенных».

Проект «Морской старт» появился в 1995 г. Это плавучий космодром «Одиссей» в центре Тихого океана и прилагающееся к нему судно, а также оборудование и наземная база в порту Лонг-Бич близ Лос-Анджелеса. Изначально проект был международным: 40% акций управляющей компании принадлежало Boeing, 25% - РКК «Энергия», украинским КБ «Южное» и производственному объединению «Южмаш» досталось по 5% и 10% соответственно. Оставшиеся 20% принадлежали норвежской судостроительной компании Aker Kværner (ныне - Aker Solutions).

С момента создания в проект было вложено более $3,5 млрд, тем не менее он оказался убыточным. Причина - высокая стоимость обслуживания платформы при небольшом количестве запусков. В 2009 г. компания обанкротилась, ее долги приблизились к $1 млрд. В 2010 г. иностранцы практически полностью вышли из проекта (у «Энергии» оказалось 95% акций, 3% - у Boeing и 2% - у Aker Solutions), а в 2014 г. из-за конфликта с Украиной, производившей ракеты «Зенит», запуски остановились. «Энергия» была рада расстаться с «Морским стартом», но долго искала покупателя.

Ближе к власти

Переговоры с Филевым длились полтора года, в чем признался сам бизнесмен. То есть они начались спустя несколько месяцев после банкротства авиакомпании «Трансаэро», которую Филев пытался купить, но весьма элегантно этого не сделал. Он аргументировал отказ от сделки тем, что продавец, которым являлся Александр Плешаков, не смог консолидировать контрольный пакет акций, а кроме того, значительная часть???их бумаг находится в залоге у ВТБ и других банков. ???Последний даже обвинял Филева в срыве договоренностей и собирался подать в суд, поскольку сделка была действительна в течение 60 дней с момента подписания, и выход из нее в одностороннем порядке нарушал договоренности. Почему тогда Филев пошел на попятную, объяснить довольно просто. 26 октября 2015 г. у «Трансаэро» отозвали сертификат эксплуатанта, «Аэрофлот» забрал 56 самых интересных ее маршрутов. Самолеты «Трансаэро» вернули себе лизингодатели. Долги компании оценивались в 260 млрд руб. От «Трансаэро» уже практически ничего не осталось. Разве что бренд, который был окружен скандалами и негативной информацией.

Решение Филева о покупке было вызвано желанием не допустить монополию «Аэрофлота», образующуюся на рынке с уходом перевозчика номер два, которым совсем недавно была «Трансаэро». К тому же, S7 могла рассчитывать на некоторые преференции со стороны государства и господдержку, возлагая на себя социальные обязательства перед работниками обанкроченной авиакомпании и пассажирами. Плюс желание стать too big to fail, что также давало некую защищенность от посягательств того же «Аэрофлота» или государства.

Похоже, что по этой же причине Филев и заинтересовался «Морским стартом». «При нынешней ситуации на рынке полностью частной компании становится неуютно вести бизнес, требуется участие в важных госпроектах, а «Морской старт» как нельзя лучше подходит для этого, - сообщил «Ко» источник, близкий к Минтрансу. - Это инициатива самого Филева, вряд ли кто из чиновников мог додуматься предложить ему этот проект».

На какие деньги

Пока сделка не закрыта, поскольку она требует одобрения Госдепартамента и Министерства финансов США. Но и после этого нельзя будет утверждать, что проект станет полностью частным. Юридически вся инфраструктура принадлежит S7 Group. Но управление будет частно-государственным: S7 заключила соглашение о сотрудничестве с «Энергией», что косвенно подтверждает мысль о намерении бизнесмена укрепить свои позиции за счет участия в важном для государства проекте. «Со стороны «Энергии» это техническая поддержка, со стороны S7 - маркетинг, финансовые технологии и управленческий опыт», - говорит Владимир Солнцев. По словам самого Владислава Филева, давление государства S7 не испытывает. Береговая инфраструктура пока останется в США, штаб-квартира «Морского старта» переедет в Москву, а сам проект, по словам Филева, «станет полностью русским».

Откуда у S7 деньги на сделку, это еще один вопрос, исчерпывающего ответа на который пока нет. В 2015 г. суммарная выручка по РСБУ ЗАО «Группа компаний «С 7» и принадлежащих ей авиакомпаний «Сибирь» и «Глобус» составила 102 млрд руб., суммарная чистая прибыль - 1,9 млрд руб. (около $30 млн), консолидированные показатели группа не раскрывает. «На авиационном бизнесе Филевы заработали достаточно денег, чтобы их можно было направлять на другие проекты, - говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. - Они имеют финансовый ресурс, чтобы значительную часть сделки оплатить из собственных средств». По оценкам Forbes, состояние семьи Филевых в прошлом году оценивалось в 15 млрд руб.

Об предстоящих инвестициях Филев также не распространяется. «Космических проектов такое количество, что потратить можно очень много. Но будем исходить из возможностей: наша выручка - примерно 100 млрд руб. в год, мы прибыльные, не имеем долга. Мы не думаем ограничиваться только запусками, но планируем оказывать интегральные услуги, например, запускать собственный спутник, - сказал он. - Запуск может стоить $70 млн, сам спутник - $250 млн, весь проект - $320, в год получается $1,6 млрд - каждый год столько вытаскивать из кармана невозможно, будем искать партнеров».

Плата за риск

Реанимировать платформу S7 планирует к концу 2018-го, через 18 месяцев после одобрения сделки (этот процесс займет полгода). Филев уверен, что ресурса платформы хватит еще на 90 запусков (затем понадобится модернизация) - по шесть запусков в год в течение 15 лет. Это, по его словам, позволяет говорить об использовании ракет от разных производителей. Но «Морской старт» рассчитан на пуск украинских ракет «Зенит». «Энергия» предлагает новую ракету-носитель для «Морского старта», но она появится в течение пяти лет. Придется пока договариваться с Киевом. В украинском «Южмаше» заявили, что смогут начать отгружать «Зениты» в конце 2017 г., если финансирование начнется в октябре этого года. Но не вмешается ли вновь большая политика? «Доверия к Украине в этом вопросе нет никакого», - говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин.

Рисков Филев особенно не боится и цитирует знаменитостей: «Как сказал Билл Гейтс, любую компанию от банкротства отделяют только 180 дней. Джек Уэлш сказал, что, как ни предсказывают экономические кризисы, они всегда приходят внезапно, но тот, кто выживает, становится сильнее». Он получил входной билет в космос по цене, которую может себе позволить заплатить. «Это как дорогой лотерейный билет, - говорит «Ко» собеседник в авиационной отрасли. - Если позволить себе его купить, можно выиграть очень многое. Если Филев проиграет, продолжит заниматься авиацией».

Загрузка...