Туристический портал - Yunnanlife

Жигулевские горы. Легенды Жигулёвских гор

Сценарий внеклассного мероприятия «Легенды и были Жигулей»

Звучит песня «Издалека долго течет река Волга»

Как по Волге-матушке, по реке-кормилице-

Все суда с товарами, струги да ладьи, -

И не надорвалася, и не притомилася:

Ноша не тяжелая – корабли свои.

Вниз по Волге плавая,

Прохожу пороги я

И гляжу на правые берега пологие:

Там камыш шевелится,

Поперек ломается, -

Справа – берег стелется,

Слева – поднимается.

Издалека долго течет река Волга. Единственные горы, которые Волга встречается на своем пути – Жигулевские. Обходя их, она делает петлю-излучину. Так образовалась Самарская лука – поволжское чудо свет, с богатейшей историей, уникальным историческим и культурным наследием, народным сказками, легендами и преданиями, в которых можно найти ответы на вечные вопросы – кто мы, откуда, куда идем.

Жигули, Жигули!..

И - опять предо мной

К облакам вознесли

Горы лес вековой.

Взоры верхом скользят -
От скалы до скалы,
Где лишь тучки парят
Да ширяют орлы.

Люб им Волги простор -
Белопенная гладь,
Зеленеющих гор
Красота - благодать.

Здесь пред ними встает
За курганом курган,
Где (гуторит народ)
"Думу думал Степан",

Где бессудным судьей
Разин правил свой суд,
Где о воле родной
Бури песню поют...

Звучит песня «Из-за острова на стрежень»

Как поется в песне «Из-за острова на стрежень», в одном из своих походов в Персию пленил Степан Разин красавицу-княжну и, поднимаясь вверх по Волге, сыграл здесь свадьбу. Но наутро возроптали товарищи атамана, обвиняя в предательстве вольной жизни и друзей своих. И тогда повелел Степан Разин бросить княжну в воды начать новый пир, в честь прежней вольной жизни. И притихли удалые вольники… Говорят, что эта легенда – быль, и свидетеле этой истории был голландский путешественник Ян Стрейс, который отразил ее в своих записках.

Предполагают также, что утес Стеньки Рахина, о котором поется в песне «Есть на Волге утес», - это Молодецкий курган. Считается, что здесь и на горе Стрельной были разинские стоянки, а в пещерах и потайных подземельях Жигулей до сих пор хранятся сокровища атамана.

Звучит песня «Есть на Волге утес»

Существует такая легенда:

Полюбил добрый молодец Иван девушку Груню, дочь богатого купца из села Усолье. Да только отец девушки был против свадьбы. И ушел тогда Иван к Стеньке Разину и вскоре за подвиги свои получил от атамана фамилию Молодцов. А потом послал весточку Груне в Усолье. Бросила Груня отчий дом, через день прискакала к нему на вороном коне. Но привел отец Груни по тайным горным тропам царские войска, и были разбиты разинцы Поднялся Иван на высокий курган, увидел, что окружен. Простился с Груней и бросился в Волгу. А тут и отец с солдатами. Увидела их девушка, взбежала на соседнюю горку и тоже бросилась с обрыва. С тех пор из называют курган Молодецким, а небольшой холм, прижавшийся к кургану, - Девьей горой.

Существует и другая версия возникновения такого названия. На одной из старинных карт территория Жигулевских гор носит название Амазонии, а сами горы назывались когда-то Девьими горами. Не здесь ли жили воинственные амазонки, завораживающие мифы о которых будоражили древних греков?

Вот Девьей горы опустилась пятаИ моется в зыби разлива,А выше, над каменной гранью хребта,Чернеют, как точки, одни беркутаИ шепчет сосновая грива. Звучит музыка. Девочки исполняют танец.

На левом берегу Волги, недалеко от впадения в нее реки Сок стоит Царев Курган, который когда-то был довольно высок. А как возник этот курган?

Давным-давно, в безвестную годину,
Шел Волгой царь с несметною ордой;
И привелось орды той властелину
У Жигулей устроить отдых свой.

Был низмен берег жарким летом душный.
Чтоб видеть стан обширный и реку,
Царь приказал орде своей послушной
По шапке полной принести песку.

Возрос курган издалека заметный;
На нем шатер раскинули тогда.
Царь отдохнул с ордой своей несметной,
Затем ушел неведомо куда.

Прошли века. На Волге и поныне
Тот цел курган, пример поре иной:
Какая мощь в людской таится силе,
Руководимой волею одной.

Звучит песня «Жигулевские страдания»

Есть в Жигулевских горах заповедное место – называется Каменная чаша. Здесь находится источник Святого Николая Чудотворца. С ним связано множество легенд.

Давно это было. В первые века христианства. В маленьком поселении на месте села Ширяево жили вольнолюбивые хлебопашцы. Была в селе Церковь в честь святителя Николая Чудотворца. В храме служил священник и был у него помощник – мальчик пономарь. Служили они исправно. Но налетела орда татарская, сметала все с пути, храмы разрушала, людей убивала. Взял священник самое дорогое из храма, ушел в горы с послушником и запрятал богослужебные сосуды в пещерке, а года вернулись они в село, схватили их татары да давай пытать. Умер батюшка. Не выдав тайны. Страшно стало мальчику, дрогнуло его сердечко несмышленое, и повел он ворогов к месту заветному. Схватил предводитель ханский Чашу руками нечистыми, хотел бросить наземь ее. Но не тут то было. Высвободилась Чаша из рук ворога, да поднялась высоко в небо. А на этом месте забил источник чудотворный.

Зеленые горы!.. Здесь каждый бугорОсобое носит названье -Глухие овраги, расщелины горХранят у себя с незапамятных порПоросшие мохом преданья. Сегодня мы рассказали вам малую часть этих преданий. Помните. Что это предания о нашей с вами Родине.

Мы часто «Родина», подразумевая большую страну. Но есть и другая Родина – с тихими рассветами волжских берегов, с вершинами жигулевских гор в туманной дымке. Место, где издалека - долго течет река Волга.

И именно эта Родина вспоминается вдали, именно к ней возвращаются мысли, именно к ней тянется сердце.

Звучит песня «Издалека - долго течет река Волга»

В постановке использованы стихотворения Владимира Высоцкого, Аполлона Коринфского, Александра Навроцкого, Дмитрия Садовникова.

МОУ сш. №1

Сказки и предания Жигулей.

Предмет: Литература.

Руководители: Панасенко Светлана Валентиновна.

Состав проектной группы: Ионова Татьяна, Селивёрстова Мария.(7 В)

Г. Тольятти.

2011

Аннотация

Предания, сказы и легенды, как нельзя больше описывают русскую натуру, душу, характер. Поволжские сказки - вклад душ многих поколений. Мы решили донести до Вас лишь некоторые, прекрасно понимая, что описать их все не хватит никакой жизни. Мы думаем, что сегодня настало время полных, нецензурованных переизданий наших фольклорных сборников, многие произведения из которых на долгие годы оказались на положении "потаенной литературы". Тем более своевременно это сейчас, когда интерес к народному творчеству во всем многообразии его проявлений постепенно возрастает, и фольклор вновь входит в жизнь не только села, но и города. В такое время "подпитка" подлинным фольклорным материалом, собранным в наших краях - дело совершенно необходимое! Именно поэтому мы предлагаем всем вам войти в удивительно родной мир самарских и жигулевских сказаний и легенд.

Проблемный вопрос: неужели у величественных Жигулей нет своих легенд?

Цель работы: найти и изучить легенды Жигулей.

Найти тексты популярных легенд гор Жигулей;

Проанализировать тексты легенд;

Собрать информацию о местах создания легенд и преданий Жигулей.

Основная часть.

Легенды и предания Жигулей.

«Сокол и Жигуль.»

Жили два брата: Сокол и Жигуль. Никогда они не разлучались.

У сокола была сторожевая собака. Она охраняла покой братьев. Сокол строго-настрого приказал, чтобы собака зорко караул несла, отгоняла прочь зверей и птиц и лихих людей. Но еще строже наказывал Сокол, чтобы верная его собака не подпускала близко Волгу.

О, Волга жадна, своевольна! Хочется ей вырваться на простор и прямым, самым коротким путем бежать к морю. Она хитра, чего доброго, может разъединить братьев.

Давно уже между ними шла борьба. Волга заигрывала с братьями и все ближе, ближе подбиралась к ним. Часто посылала на разведку своих слуг - волны. Подкрадывались они, щупали и лизали бока братьев.

Сторожевая собака выбегала вперед и звонко лаяла - будила Сокола и его брата Жигуля. Братья просыпались и гнали от себя волны. Возвращались они обратно. И Волга снова задумывалась, как ей подобраться к неразлучимым братьям.

Узнала она, что Сокол любит красавиц. Для него было великой радостью, когда они поднимались на его крутые плечи и могучую грудь. Красавицы срывали желтые цветы, которые в их руках тут же превращались в красные. Сокол был горд тем, что обладал волшебством давать цветам, росшим на его плечах, любые краски и запахи. И если собака начинала вдруг лаять на красавиц, он бил ее, чтоб не лаяла на кого не следует.

Узнала про все это Волга. Нарядилась красавицей, какой ни Сокол, ни Жигуль отродясь не видели. И пошла к братьям. Оба страшно обрадовались. А собака не лает - боится, чтобы Сокол ее снова не стал бить.

Видит Волга, что братья зачарованы ее красотой. Осмелела, вздохнула всей грудью, напряглась да и ударила со всего размаху, так ударила, что затрещали братья и раздались в разные стороны... Собака только и успела тявкнуть - "тип-тяв". Пали эти звуки на вершину Сокола да там и замерли. А собака полетела от сильной встряски в воды Волги, которая уже неслась, хохоча и резвясь, между двумя братьями...

Так и стоят теперь Сокол и Жигуль, разделенные могучей и своенравной Волгой.

«По горсти» (предание)

Во время одного из своих походов русский царь Иоанн Грозный остановился как-то раз в Жигулевских горах. Захотелось ему свое войско посчитать.

Повелел царь каждому воину по горсти земли на одно и то же место бросить. Когда войско исполнило царский приказ, из горстей земли образовался курган-великан.

И стали называть его Царевым курганом

«Утесы над Волгой» (легенда)

Давно это было, очень давно. В те времена на месте жигулевских гор простиралась обширная равнина. На ней паслись несметные стада, хлеба колосились в рост человека.

Хорошо тут жилось людям. Но случилось так, что соседей, кочевавших за Волгой обуяла зависть. Они и до этого разбойничали по чужим землям. А тут решили совершить набег на Волгу, взять в полон мирных жителей, что жили по ее берегам.

Подплыли они на челнах. И только хотели было высадиться, как услышали грозный окрик: - Что вам тут надо, вражьи люди? Уходите, пока не поздно! ,

Оглянулись в страхе пришельцы. И видят: на берегу стоят двое - добрый молодец по имени Микула и подруга его Дарьица. Осмелели враги. Что им два человека? У них-то целая рать. И стали они стрелять из луков в русского богатыря и его подругу. Пустили в них целую тучу стрел.

А потом пригляделись и ахнули. Увидели чудо: перед ними не люди, а два высоких утеса с отвесными скалами. Встали они на крутом берегу непреступной стеной.

В это время Волга будто глубоко вздохнула. Поднялась она мощной волной и стала опрокидывать один за другим вражьи челны. Тонут они в бурных волнах. Кого-то на помощь зовут. Но никто их не слышал. Только время от времени раздавался тот же грозный окрик: - Что вам тут надо, вражьи люди? Уходите, пока не поздно!

Много жадных и жестоких кочевников погибло тогда в волжских водах. А тех кто уцелел, поспешили на восток, откуда явились.

И стоят с тех пор на крутом берегу Волги два славных утеса. Один называют Молодецким курганом, а другой Девичьей горой.

«Уж вы, горы, горы жигулевские» (народная песня)

Уж вы, горы, горы Жигулевские,

Ничего-то вы, горы не спородили.

Спородили да вы, горы, бел горюч-от камень,

Из-под камешка бежит речка быстрая,

Как названье да этой речке было Волга-Матушка,

Широко ли тв, Волга, разливалася,

Потопила ли ты, Волга все горы, все горы и долы,

Оставляла Волга част ракитов куст,

Как на том-то кусту да свито гнездышко,

Во этом гнезде-то млад ясен сокол,

Высоко да высоко сокол сидит да далеко глядит,

Далеко глядит да во чисто поле,

Во чистом поле да все чистехонько,

в зеленом поле зеленехонько.

Сказки и предания Самарского края

Жигули издавна называли гнездом свободы, краем легенд. Со всей России сюда, как родники в Волгу, стекались люди непокорные, отчаянно смелые. Обо всем этом повествуют не только летописи и труды историков, но и легенды, сказы, предания, песни, сложенные гениальным словотворцем - народом. С грустью и сожалением приходится сказать, что легенды и предания, в которых воспеты Жигули, неповторимая красота их природы, богатая событиями история, мало, до обидного малоизвестны современному читателю. Лишь несколько легенд широко известны и часто используются в народе в виде песен. Сколько удивительно ярких легенд и преданий превратились в достояние архивов и музеев...

Река Волга

Волга (древнее - Ра, в средние века - Итиль), крупнейшая река в Европе - площадь бассейна 1360 тыс.кв.км.
Берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское м., образуя дельту площадью 19 тыс. кв. км. Средний расход воды у г. Волгоград 7240 м куб/с. Волга принимает около 200 притоков, наиболее крупные - Кама и Ока. В связи с сооружением каскада ГЭС с водохранилищами сток Волги сильно зарегулирован. Крупнейшие ГЭС - Волжская (Куйбышевская), Волжская (Волгоградская), Чебоксарская. Волга соединяется с Балтийским м. Волго-Балтийским водным путем, с Белым м. - Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Черным морями - Волго-Донским судоходным каналом, с Москвой - каналом им. Москвы. В бассейне Волги расположены заповедники: Волжско-Камский, Жигулевский, Астраханский; природный национальный парк Самарская Лука. В результате антропогенных воздействий резко ухудшилась экологическая обстановка; ведется поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Волги.
Начинаясь у пологих холмов Валдая Волга собирает воду с огромного бассейна, занимающего почти треть Русской равнины, и вливает её в Каспий. По длине – 3688 км – Волга занимает первое место среди рек Европы и превосходит все реки мира, впадающие во внутренние водоемы.
Полноводные волжские притоки служат дорогами к хребтам Урала, дремучим лесам Севера, к плодородным равнинам степной полосы. Среди множества рек, впадающих в Волгу, - Тверца, Медведица, Молога, Шексна, Кострома, Унжа, Ока, Керженец, Сура, Ветлуга, Свияга, Кама.
Кама – одна из важнейших речных магистралей нашей страны; её длина превышает 2000 км. Немногим уступает её Ока, протянувшись почти на 1500 км.
В волжские воды смотрятся сады, приречные кварталы Твери, Рыбинска, Ярославля, Костромы, Н. Новгорода, Казани, Ульяновска, Самары, Саратова, Волгограда, Астрахани.

Много тысячелетий назад над волжскими водами горели костры первобытного человека. Грубые, выдолбленные или выжженные из древесных стволов челны лежали на песке у древних городищ. Еще в те далекие времена по реке передвигались разные племена; находки археологов доказывают это.
Птолемей во II веке нашей эры упоминал о Волге, называя ее древним именем Ра. С годами значение могучей реки возрастало. С VIII века она становится уже одним из главных торговых путей для огромной территории. В старинных летописях рассказывается о том, как славяне-руссы спускались вниз по Волге, бесстрашно плыли через Каспийское море и проникали со своими товарами далеко на восток, в сказочный Багдад.
И во времена Киевской Руси, и во времена, когда особенного расцвета достиг «Господин Великий Новгород», крепли связи русского народа с Волгой. На волжских берегах строились города, распахивались пашни, осваивались лесные дебри.
Когда пала Казань и сдалась Астрахань, перед Русью открылись водные дороги на Урал, в богатую пушниной Сибирь, на просторы Каспия, в страны Средней Азии. Невиданные никогда ранее караваны из 500-600 стругов, нагруженных товарами и охраняемых стрельцами, приняла на свои воды Волга, ставшая главным путем сообщения Руси с Востоком.
Постепенно Волгари научились строить прочные и легкие суда. Особенно выделялись среди них расшивы, которые ходили по Волге с ХVII и даже в ХIХ веке. В ветреную погоду на них поднимали паруса; а в безветрие расшивы тянули против течения бурлаки, тяжкому труду которых посвятил свою знаменитую картину И.Е. Репин.
В Волжском бассейне насчитывали в ХIХ веке до 600 тысяч бурлаков. Бурлачество, порожденное крепостничеством, осталось темным пятном в истории отечественного судоходства. Но бурлаки были не только в истории России. Труд людей для передвижения судов на бечеве применялся во всех государствах Европы.

Первый в Волжском бассейне пароход построили в 1816 году мастера Пожевского завода на Каме. В 1817 году он вышел на Волгу. Особенно быстро Волжское пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права.
На Волге впервые в мире широко применили перевозку нефти наливом. До этого нефть перевозили в деревянных и металлических бочках, занимавших много места в судовых трюмах, что было и дорого и неудобно. Вслед за нефтеналивными парусниками волгари соорудили первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Способ перевозки нефти наливом, получивший во многих странах название «русского способа», распространился на всех морях и океанах земного шара.
Волжское судостроение обогнало судостроение стран Западной Европы. Именно на Волге был создан тот тип комфортабельного пассажирского судна, который без существенных изменений сохранился до настоящего времени.
Начало 20 в. ознаменовалось весьма важным событием в мировом судоходстве. На построенном Сормовским заводом нефтеналивном судне «Вандал» были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. В 1903 г это судно – первый в мире теплоход вышло в рейс.
На следующий год был готов «Сармат» - второй теплоход, значительно усовершенствованный по сравнению с «Вандалом». Затем по Волге пошли первый в мире буксирный теплоход «Мысль», пассажирский колесный теплоход «Урал» и, наконец, знаменитый винтовой теплоход «Бородино».
Вплоть до начала 20в. в разгаре лета на Волге из-за мелководья прекращалось движение пароходов выше Рыбинска; возле Костромы и Ярославля можно было найти броды. Близ некоторых волжских перекатов в межень (средний уровень воды после половодья) скапливалось иногда по несколько десятков судов.
Даже после значительных землечерпательных работ, произведенных на Волге перед Первой мировой войной, «главная улица России» все же оставалась в довольно запущенном состоянии. Не было на ней и специально оборудованных речных портов. Склады и лабазы вдоль берега, шаткие мостки, по которым, сгибаясь под непомерной тяжестью тюков и ящиков, вереницей шагали грузчики, или, как их называли, крючники, - вот картина старой волжской пристани.
Уже в первые годы существования СССР на великой реке начались перемены. В довоенные годы после постройки Беломорканала Волга получила выход в Северный полярный бассейн, канал Волга-Москва связал её со столицей.
Разработанный по указанию партии и правительства план дальнейших работ на великой реке получил название плана Большой Волги. Этот план предусматривал коренную реконструкцию реки, её наилучшее использование. Проблема решалась комплексно, таким образом, чтобы одновременно улучшались условия судоходства, усиливались и развивались транспортные связи Волги с морями и основными речными бассейнами европейской части страны, чтобы построенный ГЭС давали народному хозяйству дешевую энергию, а волжская вода использовалась для орошения и обводнения земель.
Каскад Большой Волги, включает в себя, прежде всего восемь основных гидроузлов: Иваньковский, Угличский, Рыбинский, Горьковский, Чебоксарский, Куйбышевский, Саратовский, Волгоградский. Схемой Большой Волги было предусмотрено также строительство гидроузлов на Волжских притоках – Каме, Оке, Ветлуге, Суре.
За два десятилетия было завершено соединение бассейна Волги со всеми морями, омывающими европейскую часть страны, для превращения Волги в магистраль пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Эти работы начались с изысканий на трассе Беломоро-Балтийского канала в 1931 г. и закончились первым рейсом волжских судов по Волго-Донскому каналу летом 1952 г. А в 1964 г. завершено строительство глубоководного Волго-Балтийкого канала.

Хозяйка Гор

В легендах и преданиях Самарского края ярко вырисовывается образ некой хранительницы – Хозяйки Гор. Подобно Хозяйке Медной Горы Урала (известной нам благодаря творчеству П. Бажова), она является повелительницей подземных пространств, куда допускает лишь избранных героев. Жигулевские сказки и сегодня рассказывают, что можно попасть в “отполированные норы” Хозяйки. “На четвереньках в аккурат влезть в них можно. Кто проползал – видел на том конце, то, что было желанно сердцу. Кто море, кто степь, кто горы или лес”.

В I тысячелетии до нашей эры в Среднем Поволжье жили племена, в которых, как установили археологические раскопки, особо почетное положение занимали женщины. Они были хорошо вооружены, участвовали в военных походах, а также были жрицами, посвященными в древние таинства. Для их погребения возводили огромные курганы. Один из таких курганов был раскопан у села Гвардейцы Борского района в 70-х годах XX века. В могиле наряду с бусами и глиняными пряслицами от веретена были найдены железный кинжал и наконечники стрел. Вот вероятно, откуда берут свой исток легенды о Волжской Амазонии.

Повелительницы гор

Предание “Завет Бориславны” сообщает, что “некая русская богатырша Бориславна захоронила свои (добытые на востоке!) сокровища в .

Заключение.

Самарские предания из века в век говорят о том катаклизме, в котором возникли Жигули. Они же рассказывают о народах, живших в наших местах, о волнах кочевников, захлестывавших Луку в разные времена. Они очень точны географически – свыше 90% упоминаемых в легендах объектов реально существует или существовало до недавнего времени. Легенды описывают исторические события иногда точнее, чем это делает сама история.

В связи с этим вызывает интерес, что в легендах Самарской Луки настойчиво и ярко вырисовывается образ хранительницы подземных кладовых – Хозяйки гор. Она, подобно Хозяйке Медной горы в уральских сказах, владеет всеми сокровищами жигулевских недр. Скорее всего, это отголоски культа Богини плодородия, Матери-земли (земле всегда приписывалось женское начало), или же следы матриархата, который в течение некоторого времени являлся формой организации у населявших Луку племен.

Так или иначе, до второй половины XVIII века Жигулевские горы именовались Девьими, а на карте 1459 года район гор именуется Амазонией. И легенды, которым не меньше, чем полтысячи лет, рассказывают о группе сестер-богатырок, к которым меряться силой приходили “и добрые молодцы, и калики перехожие”.

Является ли это отголоском греческой цивилизации, где существовали жестко организованные общины женщин-воительниц, или же наоборот, греческие амазонки имели прародительниц из южнорусских и волжских племен – этот вопрос пока без ответа.

Список использованной литературы.

1) http://www.445000.ru/

2) http://www.edc.samara.ru/

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти

Секция: литература

Название работы:

Ионова Татьяна,

Селивёрстова Мария,

Научный руководитель:

Панасенко Светлана Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

Расположенную на Средней Волге излучину великой русской реки, северную часть которой занимают Жигулевские горы, уфологи всего мира считают одной из точек на карте России, где необычные и во многом таинственные процессы проявляют себя в десятки раз чаще, чем в других районах планеты. Впрочем, у старожилов этого края разного рода тайны уже давно не вызывает удивления.

Местные байки и былины изобилуют самыми невероятными чудесами, и неудивительно, что самарские исследователи родного языка начали записывать их еще в XIX веке. При этом фольклористы еще тогда отмечали, что хотя некоторые из жигулевских народных легенд в чем-то перекликаются с уральскими, башкирскими, мордовскими и татарскими сказаниями, все же большинство из них не имеет аналогов в устном народном творчестве народов всей Европейской России.

Особенно интересен коллективный персонаж из этих сказаний - так называемые ПОДЗЕМНЫЕ СТАРЦЫ. Согласно легендам, это таинственная каста отшельников, живущих в неведомых людскому глазу пещерах и обладающих скрытыми знаниями, а также удивительными способностями. Внешне они выглядят благообразными седыми старичками, которые могут неожиданно появляться и исчезать прямо на глазах у одинокого путника. Есть сведения, что легенды о таких же старцах можно встретить не только в Жигулях, но и в ряде других мест России, которые относятся к числу так называемых «географических точек с повышенной аномальностью».

По многим свидетельствам, подземные старцы из разных регионов нашей страны постоянно общаются между собой. Вот как, например, описываются эти загадочные подземные отшельники в романе П.И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах»: «Кирилловы горы расступаются… Выходят старцы лепообразные, в пояс судоходцам поклоняются, просят свезти их поклон, заочное целование братьям Жигулевских гор…» Стоит добавить, что Кирилловы горы находятся в Нижегородской области, у святого ОЗЕРА СВЕТЛОЯР, которое тоже считается одной из наиболее ярко выраженных аномальных зон России.

Во всех легендах таинственные старцы выступают в роли хранителей покоя в опекаемой ими местности. При этом отшельники стремятся сохранить в нетронутости здешнюю природу, а иногда и приходят на помощь жертвам нападений разбойников или несправедливо обиженным людям. Впрочем, бывает и так, что старцы выходят «в народ», чтобы сообщить какую-то важную, по их мнению, информацию. Это не обязательно предсказания о каких-то великих и трагических событиях, хотя есть сведения, что они, например, сообщали людям о грядущих первой и второй мировых войнах. Иногда старцы предоставляют миру и совсем «рядовые» сведения, обычно носящие морально-нравственный или даже экологический характер.
Есть один интересный факт, который тоже можно сопоставить с сообщениями о подземных отшельниках. В путеводителе куйбышевского автора А. Соболева «Жигулевская кругосветка», вышедшем в свет еще в 1965 году, есть такие строки: «В районе села Переволоки еще в конце XIX века обнаружили пещеры, входы в которые имели подобие дверей. Пещеры с окнами, в стенах ниши, потолок со сводом.

Ученые из самарской неправительственной научно-исследовательской организации «Авеста» уже около трех десятков лет изучают аномальные явления, которые регулярно отмечаются в окрестностях Жигулевских гор. Объяснение таким явлениям, как это ни странно, исследователи регулярно находят в… местном фольклоре.

Как возникла Самарская Лука

Учеными «Авесты» к настоящему времени уже собрано немало подтверждений для оригинальной гипотезы, суть которой состоит в следующем. Крутая излучина, расположенная в среднем течении Волги и называемая Самарской Лукой, обязана своим возникновением… инженерной деятельности инопланетного разума.

Вот что говорит об этом президент «Авесты» инженер Игорь Павлович:
- Вы никогда не задумывались над такой географической загадкой: почему реке Волге в своем среднем течении вдруг понадобилось огибать кольцом небольшую (всего каких-то сто километров длиной) Жигулевскую горную цепь? Казалось бы, речным водам, в соответствии с законами физики, вместо создания вот такого рода «петель» следовало бы сократить свой путь и направиться восточнее Жигулей, по тем местам, где сейчас проходит русло реки Усы. Так ведь нет — эта крохотная по географическим меркам горная гряда, сложенная из мягких известняков и доломитов, в течение вот уже миллионов лет демонстрирует невиданную стойкость перед ежесекундно набегающими на нее волжскими водами…

«Авестовцы» предполагают, что в толще Жигулевских гор на большой глубине в течение многих миллионов лет работает некое техническое устройство, в свое время созданное древней сверхцивилизацией. Это устройство создает вокруг себя некое силовое поле, которое как раз и препятствует протеканию водных потоков через горную гряду. Вот почему Волга на протяжении всех этих миллионов лет вынуждена огибать Жигулевские горы, делая в своем среднем течении странный изгиб в виде полукруга, который ныне называется Самарской Лукой.

Скорее всего, эта гипотетическая геомашина представляет собой некий сгусток силовых полей — электромагнитных, гравитационных, биологических или других, нам пока еще не известных. Именно эти поля вот уже более десяти миллионов лет и помогают жигулевским известнякам (которые, как известно, весьма подвержены размыву водой) удерживать в стабильном положении древнее русло реки, не допуская даже незначительного его смещения.

Спрашивается, зачем же все это нужно гипотетической внеземной цивилизации? Видимо, для того, чтобы в течение миллионов лет бесперебойно работал подземный энергокомплекс, подпитывающий внепространственный канал, связывающий их мир с земной поверхностью. Такой канал может играть роль своеобразной телекамеры, через которую далекая цивилизация видит все происходящее на нашей планете. Тому доказательство — странные миражи, которые регулярно наблюдаются в небе над Самарской Лукой, как, впрочем, и над некоторыми другими точками нашей планеты.

Геологическое подтверждение

Слова Игоря Павловича комментирует доцент Самарского аэрокосмического университета, кандидат технических наук, аналитик группы «Авеста» Сергей Маркелов.

Читая в одном из научных сборников, изданных МГУ в 1962 году, статью о геологическом строении Волго-Ураль-ского региона, я обнаружил в нем странную схему. На ней был изображен разрез земных слоев в районе Самарской Луки, которые оказались очень похожими на контуры… гигантского конденсатора! Каждый легко вспомнит из школьного курса физики, как устроен этот электротехнический прибор: между расположенными параллельно металлическими пластинами накапливается электрический заряд, и его величина ограничена только пробивной прочностью прокладки между пластинами.

В земной коре под Самарской Лукой роль таких пластин играют параллельно расположенные электропроводящие пласты, между которыми находятся известняки и доломиты. Размеры этого конденсатора поражают — его длина около 70 километров! По сути дела, здесь мы видим материальное воплощение той самой энергетической геомашины, о которой выше говорил Игорь Павлович.

Как показывают расчеты, между пластинами «жигулевского конденсатора» может
долгое время существовать электрическое поле с гигантскими параметрами напряженности. При необходимости электрический заряд легко израсходовать на самые разные цели. Кстати, как видно из устройства этого гигантского «прибора», ни один датчик, расположенный за пределами «хранилища*, не сможет показать наличия электричества в глубине земной коры на этом участке.

Геологические данные говорят о том, что само существование столь колоссального подземного конденсатора — это уникальное явление в коре нашей планеты. Никто из маститых геологов до сей поры никогда не встречался с подобной структурой земных пластов. Можно, конечно же, говорить о естественном происхождении этого уникального геологического объекта, но с равной вероятностью можно рассуждать и о роли неизведанного разума в его возникновении.

Согласно выдвинутой гипотезе, деятельность гипотетической подземной геомашины в районе Жигулевских гор, по всей видимости, вызывает в этих местах загадочные явления — хрономи-ражи. Местные крестьяне наблюдали в небесах призрачные города, воздушные замки и летающие острова еще сотни лет назад, и за это время на их основе сложили многочисленные былины и предания. Вот одно из таких описаний, из коллекции «Авесты»:

«На облаках вдруг возник некий светящийся квадрат, и внутри него появилось изображение ступенчатой пирамиды. Она стояла на каком-то плоскогорье, круто обрывавшемся вниз. Под горой наблюдалась долина, пересеченная рекой. При этом луч зрения был наклонен к плоскости долины примерно на 15 градусов. Впечатление было такое, что долина, река и пирамида наблюдаются с борта самолета, летящего на высоте 8-10 километров».

Наиболее известное из таких явлений — мираж Мирного города, о котором чаще всего рассказывают туристы, отдыхающие близ Молодецкого и Усинского курганов. Другие призраки из того же ряда — Крепость пяти лун, Белая церковь, Фата-моргана и другие. Эти аномалии иногда наблюдаются и среди обширных озерных лабиринтов, что раскинулись между селами Мордово и Брусяны, на самом юге Самарской Луки. По словам наблюдателей, здесь на рассвете перед изумленным путником может внезапно появиться призрачный город, чтобы через минуту-другую исчезнуть снова.

Следы исчезнувшего народа

По всем признакам, гипотетический инопланетный разум в своей деятельности на нашей планете опирался на некую земную цивилизацию, которая в обмен на сотрудничество получала от пришельцев невероятные по тем временам технические знания и невиданные материалы, следы которых археологи регулярно находят в самых неожиданных местах. Каким именно было это сотрудничество и зачем оно понадобилось внеземному разуму, исследователям еще предстоит разгадать.

Однако инопланетяне, как выясняется, далеко не всегда могли помочь своим земным партнерам. Так, из древних преданий следует, что полуостров Самарской Луки, практически со всех сторон окруженный водой, несколько тысяч лет назад стал последним оплотом некоей великой расы огнепоклонников. Теснимые враждебными племенами, эти люди, в конце концов, добрались до Жигулевского горного массива, где и смогли надежно укрыться от преследований в труднодоступных пещерах и горных ущельях. Странный подземный народ, упоминания о котором можно найти в жигулевских легендах и преданиях, по всей видимости, как раз и представлял собой остатки той самой великой древней расы, которая в течение тысяч лет верой и правдой служила инопланетному разуму.

Сведения о таинственной цивилизации, очень развитой для своего времени и совершенно неожиданно исчезнувшей с лица земли, вполне согласуются со временем существования на Южном Урале, на территории современной Челябинской области, гипотетического города Аркаима, который, видимо, был крупнейшим культурным и хозяйственным центром этого древнего народа. Например, аркаимцы еще тысячи лет назад хорошо знали металлургическое производство, что говорит о высоком уровне их знаний.

Согласно археологическим данным, во втором тысячелетии до нашей эры Аркаим по неизвестной пока причине буквально в один день прекратил свое существование. Вслед за этим с просторов Восточно-Европейской равнины очень быстро исчезла и породившая его таинственная цивилизация. Именно остатки этих племен-огнепоклонников, как предполагается, и укрылись в пещерах Самарской Луки, чтобы впоследствии основать здесь ту самую подземную расу. Впрочем, это опять же всего лишь гипотеза.







Волга "кипит"





















На стене можно увидеть большую карту Самарской Луки, и на ней отмечены места (села, горы, пещеры, реки), с которыми связаны жигулевские легенды и предания. Тут же большие фотографии с изображением некоторых из этих мест, например, горы Стрельной и Ведьминого озера возле села Бахилово. В музее обитают загадочные персонажи, воплотившиеся из легенд в образах-манекенах, напоминающих фигуры знаменитого музея мадам Тюссо. Вот, например, Хозяйка Жигулевских гор. С ней связано предание об источнике в облюбованной туристами Каменной Чаше.

«Есть легенда о сподвижнике Степана Разина Федоре Шелудяке, который разбойничал в Жигулевских горах, - рассказывает руководитель музея Анастасия Ишмаева . - Как-то раз царские войска вынудили Федора забраться на вершину горы. Ему ничего не оставалось, как спрыгнуть с каменного утеса вниз. Но он не разбился, а попал к Хозяйке Жигулевских гор. Долго он жил в подземелье, но не радовала его каменная неволя. Так и погиб от тоски. И с тех пор Хозяйка Жигулевских гор плачет, а слезы ее стекают в Каменную Чашу». А вот еще одно мифологическое существо - Шишига, живущее, согласно легендам, в болотистых местах возле Ведьминого озера. Несмотря на «преклонный возраст», Шишига любит поозорничать и подшучивает над зазевавшимися путниками. Подобно древнегреческим сиренам, она красиво поет и пользуются этим, заманивая путников поглубже в лес и сбивая их с проторенной дорожки. Когда же человек начинает паниковать и звать на помощь, эти жигулевские «озорницы» ехидно хихикают, забравшись в кусты. Еще один персонаж музея - мифический Железный Волк, тело которого защищено доспехами. Хвоста у него нет - предание гласит, что он потерял его в одном из сражений. «Согласно легендам, - рассказывает Анастасия, - Железный Волк живет в штольнях возле села Ширяево и охраняет озера с пресной водой. Считалось, что с древних времен эти существа жили в гармонии с людьми и помогали им». Другой любопытный персонаж (судя по названию, «родственник» Железного Волка) - Волкодир. Стоит он в музее в угрожающей позе, с оскаленными зубами. Согласно легендам, обитает Волкодир в Ширяевском овраге и охраняет границы между Добром и Злом. В пасти у него, гласит предание, спрятан волшебный камень. Кто добудет его - станет самым сильным человеком на Самарской Луке. Видимо, пока этого никому не удавалось.

Этот же персонаж воплощен в многочисленных студенческих работах, созданных из дерева. Они хранятся здесь же, в шкафчике. Сколько работ - столько разных взглядов на это мифологическое существо.

Кто не слышал о загадочных кладах атамана Степана Разина, спрятанных где-то в Жигулях? По некоторым легендам, охраняет эти клады огромный жигулевский медведь. Этот персонаж, стоящий на задних лапах, так же есть в виде манекена в музее. Рядом с ним - мифический Деревянный орел, один из атрибутов сказочного представления, которое здесь время от времени разыгрывается. Представление называется «Как Василий-царевич Птицу счастья искал». Сценарий подготовили сами сотрудники музея на основе жигулевских легенд. Проходит представление на музейной сцене, и принять участие в нем после недолгой подготовки и вхождения в свои роли могут все желающие. При желании сценарий можно даже дополнить - если, конечно, это получится интересно.

Волшебный Деревянный орел служит в этом спектакле-импровизации средством передвижения Василия-царевича. А среди других героев - сказочный Богатырь, Хозяйка Жигулевских гор, Шишига, Марья-Краса и, наконец, Степан Разин, который с помощью волшебного меча, хранящегося в музее, сражается с Волкодиром и побеждает его. Здесь же гости могут услышать жигулевские сказки и легенды. В них растения, камни и предметы повседневного быта зачастую наделяются волшебной силой и помогают героям в сложных ситуациях. Кстати, на Самарской Луке есть растения, которых нет ни в одном другом уголке мира. О некоторых из них можно узнать здесь же, в музее. Одна из художниц, живущих в Жигулевске, создала из фарфора в натуральную величину и передала в музей Зольного разные виды жигулевских орхидей.

Пока одни гости готовятся к спектаклю (переодеваются и разучивают роли), а другие рассматривают экспонаты музея, третьи могут подойти к «интерактивным» окошкам в коридоре, в которых видны Шишига, Хозяйка Жигулей и другие сказочные персонажи. Возле окошек опускаются столики, и здесь можно дать полную волю своей фантазии, нарисовав с помощью гуаши на волжских камушках-талисманах свое видение этих героев. А потом эти талисманы можно взять себе на память. Здесь эти разрисованные камушки называют «камнями желаний».

Жигулёвские горы раскинувшиеся на правом берегу реки Волга, является Приволжской возвышенностью. Именно в этих живописных горах расположились природный национальный парк Самарская Лука, а также Жигулёвский заповедник. Самой высокой точкой Жигулевской возвышенности является гора Безымянная (381 метр над уровнем моря).

Происхождение названия

Со временем изменялась не только история гор, но и название. Первое название гор встречается в работе неизвестного на сегодняшний день автора, который написал произведение "Книге о пределах мира от востока к западу", где назвал Жигулевские горы Печенежскими горами. Автор, который работал над "Казанскими Летописями" в 1560 году, упоминает данную возвышенность, как Девичьи горы. Современное название происходит от тюркского "джигули", что переводится, как "запряжённый, впряжённый, гужевой".Также есть и другие версии происхождения современного названия Жигулевских гор. Одна из самых интересных - история о том, как суда, которые ходили по Волге, останавливали разбойники. Те люди, которые не могли заплатить мзду, поддавались порке, что называлось "жечь" или "ожег". Собственно, такие люди и назывались "жигулями".Современное название впервые встречается в трудах академика Петра-Симона Палласа ("Путешествия по разным провинциям Российской империи") и датируется 1768 1773 годами.

География Жигулевских Гор

Несмотря на то, что все мы привыкли называть Жигули - горами, с точки зрения геологов, это всего лишь холмы, которые имеют явный горный характер: скалы, утесы, глубокие овраги и балки. Жигули - единственные в своем роде горы, тектонического происхождения, на Русской долине. Это горы, которые продолжают расти, по примерным данным на 1 сантиметр в сто лет. Считается, что возраст Жигулевских гор около 7 миллионов лет, это совсем еще молодые горы.К северу от гор построена Самарская ГЭС имени Ленина.До недавнего времени самой высокой точкой горы считалась вершина Стрельная, которая имела высоту 378 метров. Однако теперь наверняка известно, что самая высокая точка - Безымянная гора, которая имеет высоту 381 метр. Также в перечень самых высоких вершин можно отнести: Усинский курган, Молодецкий курган, Могутовая гора и Попова гора.

Природа

Жигулевские горы густо покрыты лесами. Северные склоны оккупировали липовые, осиновые и кленовые леса, на крутых склонах растут сосновые боры. На южных склонах, которые являются более пологими, растет лесостепная растительность.Флора гор населена белее, чем 700 видами растений и животных. Преобладают элементы лесостепи, а также элементы полупустынь, пустынь и пустых степей. Самыми популярными и интересными растениями, которые обитают на Жигулевских горах, можно назвать: кохия, толокнянка, грушаика, полынь солянковая, майник двулистный, юринея паутинная, лен таврический, можжевельник казацкий, короставник татарский, гречишка альпийская и овес пустынный.Из-за отсутствия воды в самих горах, фауна Жигулевских гор бедная. Все насчитывается около 40 видов млекопитающих, среди которых преобладают грызуны (29 видов), хищников 8, зайцеобразных - 1. Само часто здесь можно встретить зайца беляка, куницу, лося, косулю, барсука, тетерева. Самое крупное животное в Жигулевских горах - лось.

Загрузка...