Туристический портал - Yunnanlife

Дворец византийских императоров. Большой дворец византийских императоров

Константинопольский ипподром (Большой ипподром или Большой цирк) был не только одним из самых грандиозных сооружений Константинополя, но и центром общественно-политической жизни столицы империи.

Кроме состязаний колесниц и разнообразных зрелищ, здесь происходило оглашение императорских указов и иных распоряжений властей, устраивались триумфальные шествия и праздненства. Здесь кипели спортивные и политические страсти, враждовали между собой партии «зеленых» и «синих» (названные так по цвету одеяний возниц), а иногда вспыхивали народные восстания, самое известное из которых (восстание «Ника!») произошло в 532 году и едва не стоило трона императору Юстиниану.

Монументальный каменный ипподром был построен в Византии при императоре Септимии Севере в 203 году (до этого на его месте существовал скромный деревянный ипподром), затем он неоднократно перестраивался. Масштабная реконструкция ипподрома была предпринята Константином Великим в 324-330 годах, после переноса столицы Римской империи из Рима в Константинополь.

По своему устройству ипподром представлял собой прямоугольную песчанную арену длиной более 400 метров и шириной около 120 метров, которую с трех сторон окружала Сфенда - зрительские трибуны, расположенные полукруглым амфитеатром, напоминающим по форме вытянутую подкову.

Сфенда состояла из 16 (по другим данным - 30) повышающихся рядов мраморных скамей, над которыми возвышался подиум - сквозной крытый портик, кровля которого покоилась на двух рядах восьмиметровых колонн, увенчанных коринфскими капителями. Промежутки между колоннами были украшены статуями, вывезенными со всей империи. В жаркие или ненастные дни над трибунами натягивали матерчатый тент.

Константинопольский ипподром (современная реконструкция, к сожалению, не очень точная)

Четвертую сторону арены замыкала Кафисма - большая постройка с ложами для сановников и императорской трибуной, которая была соединена крытым переходом с находившимся рядом Большим императорским дворцом. Кафисму увенчивала бронзовая Квадрига (четверка коней), вывезенная из Греции, считавшаяся творением великого скульптора Лисиппа. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году Квадрига была перевезена в Венецию и установлена над центральным порталом собора Сан-Марко.

Квадрига с константинопольского ипподрома (в настоящее время находится в музее Сан-Марко, а на ее месте установлена копия)

Под императорской трибуной, на специальном балконе, располагались музыканты, а еще ниже находились ворота, через которые выезжали на арену колесницы.

Рельеф постамента обелиска Феодосия I с изображением императора на трибуне ипподрома. В руке он держит венок, которым увенчивали победителя состязаний.

Кафисма. Капитель в виде четырех пегасов. Паросский мрамор. 203 год. Стамбульский археологический музей.

По центру арену пересекал невысокий каменный разделительный барьер (СпИна) шириной 10 метров, богато украшенный обелисками, статуями и колоннами.

Диптих из слоновой кости с изображением состязаний колесниц на ипподроме. В нижней части диптиха изображена спина с установленным на ней обелиском.

К началу правления Юстиниана I Великого (527-565 гг.) ипподром был расширен за счет надстройки деревянных трибун на месте рухнувших во время землетрясений пролетов портика. Теперь он мог вместить до 60 тысяч зрителей (по другим оценкам: до 120 тыс. зрителей).

Константинопольский ипподром приводил в изумление очевидцев своими размерами и великолепием. Известно описание ипподрома, сделанное участником Четвертого крестового похода Робером де Клари: «... А в другом месте города было другое чудо: близ дворца Львиная Пасть находилась площадь, которую называли Игралищем императора. И эта площадь была вытянута в длину на полтора выстрела из арбалета, а в ширину — почти на один выстрел; и вокруг этой площади было 30 или 40 ступеней, куда греки забирались, чтобы глядеть на ристалище; а над этими ступенями имелась весьма просторная и весьма красивая ложа, где, когда шли состязания, восседали император с императрицей и другие знатные мужи и дамы. И когда устраивались состязания, то их бывало сразу два, и император и императрица бились об заклад, кто в каком из двух выиграет, и все, кто глядел на ристалище, также бились об заклад. Вдоль этой площади была стена, которая имела с добрых 15 стоп в высоту и 10 — в ширину; и сверху на этой стене были фигуры и мужчин, и женщин, и коней, и быков, и верблюдов, и медведей, и львов, и множества других животных, отлитых из меди. И все они были так хорошо сделаны и так натурально изваяны, что ни в языческих странах, ни в христианском мире не сыскать столь искусного мастера, который смог бы так представить и так хорошо отлить фигуры, как были отлиты эти. Некогда они обычно двигались силою волшебства, как бы играючи, но теперь уже больше они не играют; и французы глядели на это императорское Игралище как на чудо, когда они его видели».

Фреска собора Св. Софии в Киеве, изображающая кафисму (императорскую ложу) константинопольского ипподрома

Ипподром сильно пострадал во время латинской оккупации (1204-1261 гг.), а после захвата Константинополя турками в 1453 году завоеватели превратили его в каменоломню. Некогда величественное сооружение было буквально стерто с лица земли. В настоящее время остатки ипподрома находятся на глубине четырех метров от уровня почвы. Доступны осмотру лишь развалины юго-западной части сфенды.

Ипподром в 15 в. Гравюра из книги Onofrio Panvinio "De ludis circensibus"(Венеция, 1600)

То же. В большом размере (2000 х 1286)


Площадь ипподрома на турецкой миниатюре XVI века

Площадь ипподрома на гравюре XIX века. Турки называли ее Ат-Мейдан, что означает «Площадь лошадей»

Из украшавших ипподром скульптур и архитектурных сооружений сохранились лишь: Квадрига (находится в Венеции), Обелиск Феодосия, Обелиск Константина и Змеиная колонна.

Обелиск Феодосия представляет собой обелиск фараона Тутмоса III - монолит из розового гранита, привезенный Феодосием I Великим из египетского города Гелиополя, помещенный на массивное основание из 2 каменных блоков, украшенных барельефами.

Обелиск Феодосия

База обелиска Феодосия

Обелиск Константина был воздвигнут Константином VII Порфирородным (911-959 гг.) в честь своего деда - императора Василия I (866-886 гг.). 25-метровый обелиск из песчаника, облицованный листами позолоченной бронзы, называли также «Золотой колонной» (бронзовые листы обшивки содрали крестоносцы).

Обелиск Константина. Фрагмент рисунка 1575 года

Бронзовая Змеиная колонна, изображающая свившихся змей, привезенная из императором Константином Великим из Дельф, отлита в 478 г. до н.э. в честь победы греков над персами (на ней имеется надпись с перечнем греческих городов, принимавших участие в битве при Платеях).

О Змеиной колонне, на которой когда-то стоял золотой треножник, говорит Геродот: «Когда добыча была собрана (после битвы при Платеях), эллины отделили десятую часть дельфийскому богу (Аполлону). Из этой десятины был сделан и золотой треножник, который стоит в Дельфах на трехглавой медной змее непосредственно у алтаря» (IX, 81).

Змеиная колонна в Дельфах. 5 в. до н.э. Реконструкция


База Змеиной колонны в Дельфах. Современное состояние. Реставрация

Змеиная колонна является древнейшим памятником Стамбула. Верхняя часть колонны со змеиными головами утрачена. Сохранившийся фрагмент одной из змеиных голов хранится в Стамбульском археологическом музее.

Змеиная колонна (на заднем плане - обелиск Феодосия)

Провозглашение императора на ипподроме. Болгарский список летописи Константина Манассия. XIV в.

Султан Сулейман I проезжает через руины ипподрома. Гравюра 1533 года.
Изображение отличается высокой достоверностью (за исключением фантастических фигур по бокам). В центре изображен Обелиск Феодосия, справа от него - Змеиная колонна и Обелиск Константина. Кроме того, на гравюре (справа) видны несохранившиеся посвятительные колонны и часть сфенды с возвышающимся портиком подиума (пропорции несколько нарушены).

Большой Императорский дворец (Священный дворец) - дворцовый комплекс, располагавшийся в I-ом регионе Константинополя юго-западней ипподрома и южней храма Св.Софии.

Начал возводиться в 324 году императором Великим (306-337 гг.) и открыт в день официального основания Второго Рима 11 мая 330 года.

Практически до начала XIII века, т.е. в течение почти девятиста лет, перестраивался и расширялся. Максимальное расширение произошло при Василии I Македонянине (867-886 гг.), а крупнейшее позднее возведенное сооружение - Новый Верхний дворец (Х век), объединенное с Вуколеоном единой системой укреплений и ставший цитаделью в цитадели.

Первоначально имел фору неправильного семиугольника (форма которого позже, при его расширении, была, примерно, сохранена) граничащего на севере с Августеоном и банями Зевксиппа, на западе - с ипподромом, на юге, и юго-востоке склонами холмов, спускающихся к пропонтидскому участку морских стен, и на востоке - городскими кварталами. Вся территория была обнесена стенами с многочисленными башнями, в т.ч., проездными. Большой дворец соединялся с ипподромом, кафисма которого, фактически, являлась его составной частью и с храмом Св.Софии.

Позже, роль его южных и юго-западных стен стали играть городские морские стены.

Комплекс являл собой автономный район города, предназначенный для проживания имератора со своей семьей, дворцового гарнизона и обсуживающего персонала.

Внутреннее пространство занимали дворцы, в т.ч.: Халка (330 г.), Сигма (между 823 и 843 гг.), Дафна (330г.), Трулло (IV век.) , Триконх (между 829-841 гг.), Вуколеон (между 419 и 450 гг.), Новый Верхний дворец (до 967 г.), Лавсиак (до 812 г.), Скила (330 г.), Камил, Месопат и Мусик (все три - между 829-841 гг.), Эрос (330 г.), Юстиниан (694 г.), Кенургий, Пентакувикл и Орел (все - между 866 и 885 гг.); церкви -Св.Стефана (330г.), Св.Феодора Тирона (V век), Св. Агафии (IV век), Св. Агафоника, вошедшая во дворцовый комплекс при Василии I (330 г.), Богородицы (Фаросская)(IV век), Свв. Апостолов (IV век), Архангела Михаила (между 829 и 841 гг.), Новая церковь (между 866 и 885 гг.), Св. Ильи Пророка (до 865 г.), Св. Петра; часовни, в т.ч. Св. Павла (между 866-885 гг.), Св. Анны, дворцовая (между 867 и 911 гг.), Св.Климента (между 866 и 885 гг.) и другие; сады, крупнейший из которых - Месокипий (между 866 и 885 гг.), открытые искусственные водоемы и цистерны; хозяйственные, служебные постройки и казармы. Имелись специальные дворы для общения с представителями партий ипподромов. Очень часто к более раннему дворцу пристраивалось новое здание, либо несколько новых залов. Названия дворцовых сооружений могли происходить от названий залов в них расположенных (Дафна); либо название основного зала во дворцах носили названия самих сооружений (Сигма).

Кроме того комплекс имел: тюрьмы - Халка, Слоновья, Нумер и Вуколеона; Циканистр - ипподром для поло - конной игры в мяч; несколько бань; свои собственные мастерские; арсенал (Эрос); пристань (скалу) Вуколеон и библиотеку.

На территории комплекса располагался Фарос - городской маяк (между 566 и 577 гг.), при императоре Михаиле III (840-867 гг.) ставший служить и конечной станцией светового телеграфа. Для удобства здания и сооружения соединялись крытыми галереями, либо были окружены портиками. Имелись водопровод и канализация с водяным смывом нечистот.

Дворцовые постройки, церкви, часовни, галереи и портики, а также своды ряда проездных ворот были украшены изумительными мозаиками, росписями, мрамором и цветным камнем. В интерьерах широко применялись витражи, бронза, серебро и золото. Крыши многих зданий были крыты свинцом и золоченной бронзой. В садах и дворах имелись многочисленные замысловатые фонтаны. Высаживались экзотические виды растений, разводились экзотические виды птиц. Кроме открытых водоемов существовали небольшие пруды из ртути, в которых плавали копии водоплавающих птиц. Комплекс Большого дворца был наполнен статуями, свезенными и свозимыми со всей империи.

Захват крестоносцами Константинополя в 1204 году положил начало конца Большого дворца: дворцовые церкви и часовни были разграблены; металлические статуи, элементы декора и кровли - переплавлены; плиты пола, облицовки и колонны выламывались и продавались на Запад.

В 1261 году, после освобождения города от оккупантов, комплекс, как и весь Константинополь представлял удручающее зрелище. Практически, кроме нескольких восстановленных церквей и сооружений, Большой дворец, вплоть до захвата города турками, не восстанавливался.

После падения империи в 1453 году, уцелевшие церкви на его территории были превращены в мечети. Турки также использовали некоторые участки его стен при возведении Топкапы - резиденции султана.

В настоящее время на территории комплекса Большого императорского дворца имеются несколько бывших церквей в той или иной степени сохранности, несколько руин и Музей мозаик, обнаруженных во время немногочисленных раскопок, а также изолированные популяции экзотических птиц.

Большой или Святой дворец в Константинополе (греч. Μέγα Παλάτιον) оставался главной резиденцией византийских императоров на протяжении восьмисот лет, с 330 по 1081 гг. Он был заложен Константином Великим между Ипподромом и Святой Софией, перестроен Юстинианом и расширен Феофилом. Детей императора, рождённых в Порфирном зале дворца, называли порфирородными.

Дворец при Юстиниане

К сооружению дворцового комплекса Юстиниан приступил вскоре после восстания Ника, в ходе которого при пожаре пострадала значительная часть построек старых императорских палат Константина. Центральной частью священных палат являлась большая площадь - Августеон, простиравшаяся от храма святой Софии до дворца. С четырёх сторон площадь окружали постройки - храм св. Софии на севере, Термы Зевксиппа и Ипподром на юго-западе, на востоке Сенат и Магнаврский дворец, и на юге императорская резиденция. После пожара Августеон был расширен и украшен белыми портиками, поддерживаемыми двумя рядами колонн, земля была выстлана мрамором. На площади неподалёку от Золотой колонны, от которой расходились дороги империи, была возведена бронзовая колонна, увенчанная конной статуей Юстиниана. Прокопий пишет, что император был представлен с лицом, обращённым к востоку, с державой в левой ладони и протянутой правой рукой, «дабы повелевать варварам». Император был облачён в доспехи, в которых обычно изображался Ахилл. Перед зданием Сената был выстроен портик с шестью беломраморными колоннами, украшенный статуями. В термах Зевксиппа, где Константин собрал коллекцию античных статуй, Юстиниан приказал восстановить разноцветные мраморные орнаменты, пострадавшие в пожаре. Императорская резиденция была отстроена заново с пышностью, которую, по словам Прокопия, невозможно передать словами. С юго-западной стороны под портиками находились железные двери, которые вели в сени, называемые Халкой. Войдя в двери, посетители проходили полукруглым двором в большую залу с куполом, который Юстиниан вторично перестроил в 558 году. Пол был сделан из цветного мрамора, окаймляющего большую круглую плиту из порфира. Панели стен тоже были из цветного мрамора. По верху располагались большие мозаичные полотна, изображавшие Юстиниана и Феодору в праздничных одеждах в окружении сенаторов, сцены вандальской и итальянской войн, триумф Велисария, представляющего побеждённых королей императору. Двустворчатая бронзовая дверь вела из ротонды Халки в караульные помещения, называемые портиками схолариев, протекторов и кандидатов. Это были обширные залы, служившие помещениями для дворцовой стражи, и, кроме того, они включали парадные комнаты, в одной из которых находился под куполом большой серебряный крест. Наконец, посредством широкой аллеи, окаймленной колоннами и прорезающей квартал гвардейцев, попадали в сам дворец, где прежде всего вступали в большой Консисторион. Это был тронный зал, в который с трёх сторон вели двери из слоновой кости, задрапированные шелковыми занавесями. Стены были украшены драгоценными металлами, пол убран…

Выбор места для отдыха дело не легкое. Для того чтобы найти наиболее подходящий вариант, надо интересоваться историей и особенностями климата разных уголков мира. Но есть и беспроигрышные предложения. Например, мегаполис на двух континентах. Стамбул – город, который со временем стал почти полностью мусульманским. Там много , а о том, что много столетий тому назад на его месте стояла столица Византийской империи — Константинополь – напоминают лишь некоторые сохранившиеся христианские святыни и такие объекты, как например, музей мозаики на месте Большого императорского дворца или .

Куда пойти, выбирать вам, но помните, что в любом случае отпуск в Стамбуле принесет позитивные эмоции и позволит узнать много нового.

Большой дворец в Стамбуле — история

Большой императорский дворец в Константинополе (тур. Buyuk Saray) — основная резиденция византийских императоров и символический центр империи от Константина Великого до Алексия I. Он выполнял свою основную функцию на протяжении восьми сотен лет, и все это время подвергался реконструкциям. Вначале при Константине Великом в IV веке построили ядро дворцового комплекса дворец Дафна . Он напоминал несколько других подобных императорских зданий, построенных в период Тетрархии.

Второй период в развитии Большого императорского дворца — VI век, царствование Юстиниана I и Юстина II. После восстания Ника в 532 году Юстиниан вынужден был отстраивать здания, потерпевшие в результате беспорядков, а это повлекло за собой перестройку северной стороны дворца. Юстину II приписывают возведение тронного зала Chrysotriklinos , великолепное убранство которого было завершено при Тиберии (578-582). Chrysotriklinos стал новым церемониальным залом дворца. Этот же император построил еще два зала возле Chrysotriklinos и стену на южной стороне дворца.

Следующий важный этап истории Большого дворца относится к временам императора-иконоборца Феофила (829-842) и продолжался при Михаиле II, Василии I и Льве VI. При Василии I появилась пятиглавая церковь Неа Экклесиа . Среди его идей также были два новых зала :

  • Kainourgion
  • и Pentakoubiklon.

А также большой корт Tzykanisterion . Льву VI приписывают строительство бань . Позже объемы строительства в пределах Большого дворца Константинополя стали гораздо меньше. При Никифоре II Фоке (963-969) появилась еще одна линия оборонительных стен .

Алексий I Комнин (1081-1118) перенес императорскую резиденцию. В Большом дворце все же продолжали проводить некоторые церемонии. Там даже появились новые постройки. Так при Мануиле I (1143-1180) возвели два зала :

  • Manouelites
  • и Mouchroutas. Mouchroutas был выполнен персидским зодчим, был украшен росписями и золочеными потолками.

В 1204-1261 гг. Большой дворец также использовался, но в результате был ограблен. Палеологи (1261-1453) не пытались восстановить медленно разрушающийся комплекс. В 1489-1490 гг. взорвался хранившийся там порох, это привело к исчезновению большей части дворцовых построек.

Знаменитые мозаики Большого дворца были найдены во время раскопок в 1933 году на территории . Позже в 1950-х годах после новых археологических находок подобного рода было принято решение построить там Музей мозаики (тур. Mozaik Müzesi) . В 1987 г. вместо старого ненадежного деревянного здания музея появилось более современное, которое модернизировали в 2012 г. На данный момент объект находится в подчинении музея .

Большой дворец — описание

Большой дворец Константинополя , также известный как Священный дворец , был византийским аналогом , расположенного в . Это большой комплекс зданий с садами и видом на Мраморное море. Дворец находился почти на трапециевидной территории, размером шесть соте

Н метров на полкилометра. На западе комплекса находился Ипподром, на севере – Сенат.

Благодаря скудным археологическим данным, изучены составляющие части дворцового комплекса, крупнейшим из которых является зал с великолепными напольными мозаиками. По своим масштабам Большой дворец напоминал город с многочисленными постройками, портами, бульварами, террасами, пандусами и лестницами, садами, фонтанами. Как уже говорилось, вся западная сторона Большого дворца выходила к Ипподрому, поэтому там находились так называемые кафизмы с императорской ложей для просмотра гонок.

Дворец имел :

  • семь перистилей (сени),
  • восемь внутренних дворов,
  • четыре церкви,
  • девять часовен,
  • девять молелен (баптистерии),
  • четыре гауптвахты,
  • три большие галереи,
  • пять залов для приемов,
  • три столовые,
  • десять покоев для членов императорского дома,
  • семь второстепенных галерей,
  • три аллеи,
  • библиотеки,
  • арсенал,
  • открытые террасы,
  • манеж,
  • две бани,
  • восемь отдельных дворцов,
  • сады и гавани.

В Музее мозаики в Стамбуле хранится коллекция находок, обнаруженных во время раскопок Большого дворца. Там сегодня размещаются настенные украшения эпохи византийского императора Юстиниана I. Они были найдены британскими археологами из шотландского университета Сент-Эндрюс. Эти экспонаты представляют собой самый крупный и самый красивый пример ландшафтной мозаики поздней античности. Исключительное качество изготовления указывает, вероятно, на то, что ее делали в императорской мастерской, где трудились лучшие ремесленники со всех концов Византийской империи. Подсчитано, что для создания одного метра квадратного подобной красоты требовалось около 40 000 разных кубиков.

В музее находится около девяти десятков различных мозаик. На них изображены сцены из жизни людей, мифологические сюжеты.

Где в Стамбуле находился Большой дворец и как добраться до Музея мозаик

Большой дворец располагался в историческом центре современного Стамбула, в , недалеко от площади Султанахмет в Стамбуле, на базаре Араста.

(греч. Μέγα Παλάτιον ) оставался главной резиденцией византийских императоров на протяжении восьмисот лет, с 330 по 1081 годы. Он был заложен Константином Великим между Ипподромом и Святой Софией , перестроен Юстинианом и расширен Феофилом . Детей императора, рождённых в Порфирном зале дворца, называли порфирородными .

Дворец при Юстиниане

К сооружению дворцового комплекса Юстиниан приступил вскоре после восстания Ника , в ходе которого при пожаре пострадала значительная часть построек старых императорских палат Константина. Центральной частью священных палат являлась большая площадь - Августеон , простиравшаяся от храма святой Софии до дворца. С четырёх сторон площадь окружали постройки - храм св. Софии на севере, Термы Зевксиппа и Ипподром на юго-западе, на востоке Сенат и Магнаврский дворец , и на юге императорская резиденция.

После пожара Августеон был расширен и украшен белыми портиками , поддерживаемыми двумя рядами колонн, земля была выстлана мрамором . На площади неподалёку от Золотой колонны, от которой расходились дороги империи, была возведена бронзовая колонна , увенчанная конной статуей Юстиниана. Прокопий пишет, что император был представлен с лицом, обращённым к востоку, с державой в левой ладони и протянутой правой рукой, «дабы повелевать варварам». Император был облачён в доспехи, в которых обычно изображался Ахилл .

Перед зданием Сената был выстроен портик с шестью беломраморными колоннами, украшенный статуями. В термах Зевксиппа, где Константин собрал коллекцию античных статуй, Юстиниан приказал восстановить разноцветные мраморные орнаменты, пострадавшие в пожаре. Императорская резиденция была отстроена заново с пышностью, которую, по словам Прокопия, невозможно передать словами. С юго-западной стороны под портиками находились железные двери, которые вели в сени, называемые Халкой. Войдя в двери, посетители проходили полукруглым двором в большую залу с куполом, который Юстиниан вторично перестроил в 558 году. Пол был сделан из цветного мрамора, окаймляющего большую круглую плиту из порфира . Панели стен тоже были из цветного мрамора. По верху располагались большие мозаичные полотна, изображавшие Юстиниана и Феодору в праздничных одеждах в окружении сенаторов, сцены вандальской и итальянской войн, триумф Велисария , представляющего побеждённых королей императору.

Двустворчатая бронзовая дверь вела из ротонды Халки в караульные помещения, называемые портиками схолариев, протекторов и кандидатов . Это были обширные залы, служившие помещениями для дворцовой стражи, и, кроме того, они включали парадные комнаты, в одной из которых находился под куполом большой серебряный крест. Наконец, посредством широкой аллеи, окаймленной колоннами и прорезающей квартал гвардейцев, попадали в сам дворец, где прежде всего вступали в большой Консисторион . Это был тронный зал, в который с трёх сторон вели двери из слоновой кости, задрапированные шелковыми занавесями. Стены были украшены драгоценными металлами, пол убран коврами. В глубине залы на трехступенчатом возвышениями между двумя статуями Виктории с распущенными крыльями находился трон, покрытый золотом и драгоценными камнями. Над троном возвышался золотой купол, поддерживаемый четырьмя колоннами. Позади трона три бронзовые двери открывались на лестницы, которые вели во внутренние покои.

Приём в Консисторионе проводился в дни больших праздников, при назначении высших сановников и встрече иностранных послов. Рядом с Консисторионом находился большой Триклиниум или Триклиниум девятнадцати лож . Это был большой роскошно убранный зал, в котором устраивались пиры в честь иностранных послов или высоких сановников, также в Триклиниуме проводились некоторые церемонии, как коронование императрицы, прощание с покойным императором. Рядом находилась церковь Спасителя служившая во времена Юстиниана дворцовой церковью. Весь описанный комплекс был одноэтажным и назывался Халкеи, все строения которой фасадами были направлены в сторону Августеона. Позади апартаментов Халкеи возвышался большой дворец Дафна. Комплекс Халкеи связывали с дворцом множество аллей, дворов и галерей.

Вход во дворец находился против юго-восточных ворот ипподрома. Дворец был двухэтажным и имел два крыла, которые окружали большой двор, часть которого занимал личный манеж императора. Первый этаж строений занимали придворные службы. На втором этаже находились личные покои императора, в том числе самые роскошные залы палат. Это были три залы - «триклиниум Августеос», «восьмиугольная гостиная» и «коитон Дафны». Залы дополнялись широкой террасой с которой открывался вид на море. Терраса являлась частью галереи Дафны, в которой находилась статую нимфы, которую привез Константин из Рима . С другой стороны находилась галерея, соединявшая церковь Св. Стефана, Дафну с ложей императора на ипподроме «Кафизмой», которая представляла собой дворец, где позади ложи находились комнаты для приёмов и отдыха. В этой части Палат, как и в Халкеи находились только приемные и служебные помещения. Для жилья использовались два дворца находившиеся между Дафной и морем - «Хризотриклиниум» и «Трикон». Описания их убранства не сохранилось.

Комплекс священных палат дополнял уединённый «триклиниум Магнавара», отреставрированный Юстинианом с большим великолепием. Ко дворцу были пристроены галереи, соединившие его со Св. Софией. Таким образом, император мог, не покидая своего дома, перейти из ипподрома в церковь. В завершение всего, Юстиниан включил в расширенный комплекс дворцовых построек свой старый дом, в котором жил до воцарения .

В последующие эпохи

К XI веку дворцовый комплекс включал в себя множество построек разных эпох, разбросанных по площади в 20 тыс. кв. футов. Императоры династии

Загрузка...