Туристический портал - Yunnanlife

Пограничные случаи: как сбивали самолеты за вторжение в чужое небо. Громкие случаи нарушения морской и воздушной границы ссср и россии Самые известные случаи нарушений воздушного пространства государства

Россия и Турция подтвердили, что бомбардировщик Су-24 был сбит на сирийско-турецкой границе. История подобных инцидентов показывает, что обе вовлеченные стороны в таких ситуациях пытаются избежать эскалации конфликта

Российский бомбардировщик Су-24 взлетает с авиабазы Хмеймим, 21 октября 2015 год (Фото: «РИА Новости»)

Сообщение о крушении военного самолета на Ближнем Востоке пришло утром во вторник, 24 ноября. Минобороны Турции и России подтверждают факт падения российского бомбардировщика Су-24, но каждая из сторон по-разному описывает обстоятельства происшествия.

По версии Анкары, самолет нарушил воздушное пространство Турции, о чем пилотов предупредили несколько раз подряд. В результате в воздух были подняты истребители F-16, которые и сбили российский бомбардировщик. Кроме того, как передает CNN Türk, один из пилотов погиб, другой захвачен в плен сирийскими туркменами.

Москва, напротив, утверждает, что бомбардировщик Су-24 ВВС России не нарушал воздушного пространства Турции, а был сбит (предположительно с земли) над территорией Сирии. О судьбе пилотов Минобороны России ничего не сообщает, за исключением того, что они, по предварительным данным, катапультировались из падающего самолета.

Безвоздушное пространство

За четыре с лишним года гражданской войны в Сирии это не первый инцидент, связанный с нарушением воздушного пространства, повлекший трагические последствия. Так, в июне 2012 года сирийская армия сбила разведывательный самолет F-4 ВВС Турции в прибрежной зоне Средиземного моря после нарушения воздушной границы над сирийскими территориальными водами. Оба пилота погибли, и тела их были найдены в ходе совместных поисков сирийских и турецких ВМС.

Тогда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что «возмущен» сирийским решением сбить самолет, который, по его словам, выполнял учебную миссию. «Краткосрочное нарушение [воздушной] границы никогда не может быть поводом для атаки», — цитировала его Би-би-си. Сирия, заявил он, — «очевидная угроза» для Турции. Однако немедленных мер реагирования Анкара тогда не приняла: Эрдоган объявил, что Турция будет придерживаться позиции «здравого смысла», которую, однако, «не стоит воспринимать как слабость». В декабре 2012-го совет НАТО принял решение об усилении сил ПВО Турции в этом районе: по две батареи ЗРК Patriot предоставили США, Германия и Нидерланды.

Впоследствии же телеканал Al Arabiya обнародовал документы, которые якобы доказывают причастность к крушению самолета российских специалистов и утверждали, что турецкие пилоты были захвачены живыми и затем тайно казнены. «Основываясь на информации и указаниях российского руководства, [есть представление о] необходимости уничтожения двух турецких пилотов, задержанных подразделением спецопераций», — говорится в одном из документов. Летчики должны были быть умерщвлены «естественным образом», а их тела — возвращены на место катастрофы самолета в международных водах, указывается там же. Ни Турция, ни Сирия аутентичность документов не признавали.

Уже осенью 2012 года, когда участились столкновения между сирийскими войсками и вооруженной оппозицией на границе с Турцией и снаряды стали залетать на турецкую территорию, Анкара предприняла несколько бомбардировок сирийских позиций. В сентябре 2013 года турецкие ВВС сбили сирийский вертолет Ми-17, оказавшийся в воздушном пространстве страны. В марте 2014 года они сбили один из двух истребителей МиГ-23, которые проводили облет позиций повстанцев невдалеке от турецкой границы: одна из машин пересекла воздушное пространство Турции. Пилот катапультировался и был спасен.

В 2015 году произошло два серьезных инцидента: в мае Турция сбила с земли беспилотный самолет-разведчик иранского производства, на 11 км залетевший внутрь ее территории. В середине октября, уже после начала операции ВВС России в Сирии, турецкий F-16 сбил беспилотник уже российского производства, залетевший на 3 км вглубь Турции. Несмотря на намеки Анкары и Вашингтона, Москва отрицала, что этот БПЛА принадлежал российской армии. В итоге премьер Турции Ахмет Давутоглу , что хоть аппарат и был российского производства, но мог принадлежать как сирийским властям, так и курдским повстанцам.

Без последствий

С момента окончания холодной войны страны, формально не находящиеся в состоянии войны, неоднократно уничтожали над своей территорией военные самолеты друг друга. Например, в апреле 1992 года группа из нескольких истребителей-бомбардировщиков F-4 ВВС Ирана нарушила воздушное пространство Ирака, чтобы обстрелять с воздуха лагерь иранской оппозиции. Один из самолетов был сбит иракскими ПВО. В 1980-1988 годах две страны вели войну, которая унесла жизни не менее 250 тыс. человек, но, несмотря на то что инцидент в воздухе стал крупнейшим за четыре года нарушением перемирия между странами, возобновления боевых действий не последовало.

В октябре 1996 года турецкий F-16 потерпел крушение в Эгейском море, недалеко от греческого острова Самос (вплотную примыкает к территориальным водам Турции) во время выполнения тренировочного полета. Один из пилотов погиб, другой был спасен греческими военными. Инцидент произошел в период очередного обострения территориального спора вокруг Эгейских островов, но Афины и Анкара объявили о том, что крушение истребителя стало несчастным случаем. Семь лет спустя турецкий адмирал заявил , что в действительности F-16 был сбит ракетой «воздух — воздух» с греческого самолета. Афины подтвердить новые сообщения отказались.

В феврале 2009 года американские войска обнаружили и сбили иранский беспилотник-разведчик, курсировавший над территорией соседнего Ирака. По словам представителя Пентагона, ранее Вашингтон уже обвинял Тегеран в нарушении воздушного пространства Ирака, но иранцы отвергали все обвинения, называя нарушения случайными. «Теперь же ясно, что это не является случайностью или совпадением, — заявил подполковник Марк Баллестерос. — Ведь дрон более часа находился внутри границ Ирака». Никаких действий, направленных против Ирана, за этим инцидентом не последовало.

Сообщение о крушении военного самолета на Ближнем Востоке пришло утром во вторник, 24 ноября. Минобороны Турции и России подтверждают факт падения российского бомбардировщика Су-24, но каждая из сторон по-разному описывает обстоятельства происшествия.

По версии Анкары, самолет нарушил воздушное пространство Турции, о чем пилотов предупредили несколько раз подряд. В результате в воздух были подняты истребители F-16, которые и сбили российский бомбардировщик. Кроме того, как передает CNN Türk, один из пилотов погиб, другой захвачен в плен сирийскими туркменами.

Москва, напротив, утверждает, что бомбардировщик Су-24 ВВС России не нарушал воздушного пространства Турции, а был сбит (предположительно с земли) над территорией Сирии. О судьбе пилотов Минобороны России ничего не сообщает, за исключением того, что они, по предварительным данным, катапультировались из падающего самолета.

Безвоздушное пространство

За четыре с лишним года гражданской войны в Сирии это не первый инцидент, связанный с нарушением воздушного пространства, повлекший трагические последствия. Так, в июне 2012 года сирийская армия сбила разведывательный самолет F-4 ВВС Турции в прибрежной зоне Средиземного моря, после нарушения воздушной границы над сирийскими территориальными водами. Оба пилота погибли, и тела их были найдены в ходе совместных поисков сирийских и турецких ВМС.

Тогда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что «возмущен» сирийским решением сбить самолет, который, по его словам, выполнял учебную миссию. «Краткосрочное нарушение [воздушной] границы никогда не может быть поводом для атаки», — цитировала его Би-би-си. Сирия, заявил он, — «очевидная угроза» для Турции. Однако немедленных мер реагирования Анкара тогда не приняла: Эрдоган объявил, что Турция будет придерживаться позиции «здравого смысла», которую, однако, «не стоит воспринимать как слабость». В декабре 2012 совет НАТО принял решение об усилении сил ПВО Турции в этом районе: по две батареи ЗРК Patriot предоставили США, Германия и Нидерланды.

Впоследствии же телеканал Al Arabiya обнародовал документы, которые якобы доказывают причастность к крушению самолета российских специалистов и утверждали, что турецкие пилоты были захвачены живыми, и затем тайно казнены. «Основываясь на информации и указаниях российского руководства, [есть представление о] необходимости уничтожения двух турецких пилотов, задержанных подразделением спецопераций», — говорится в одном из документов. Летчики должны были быть умерщвлены «естественным образом», а их тела — возвращены на место катастрофы самолета в международных водах, указывается там же. Ни Турция, ни Сирия аутентичность документов не признавала.

Уже осенью 2012 года, когда участились столкновения между сирийскими войсками и вооруженной оппозицией на границе с Турцией и снаряды стали залетать на турецкую территорию, Анкара предприняла несколько бомбардировок сирийских позиций. В сентябре 2013 года турецкие ВВС сбили сирийский вертолет Ми-17, оказавшийся в воздушном пространстве страны. В марте 2014 года они сбили один из двух истребителей МиГ-23, которые проводили облет позиций повстанцев невдалеке от турецкой границы, — одна из машин пересекла воздушное пространство Турции. Пилот катапультировался и был спасен.

В 2015 году произошло два серьезных инцидента: в мае Турция сбила с земли беспилотный самолет-разведчик иранского производства, на 11 км залетевший внутрь ее территории. В середине октября, уже после начала операции ВВС России в Сирии, турецкий F-16 сбил беспилотник уже российского производства, залетевший на 3 км в глубь Турции. Несмотря на намеки Анкары и Вашингтона, Москва отрицала, что этот БПЛА принадлежал российской армии. В итоге премьер Турции Ахмет Давутоглу заявил, что хоть аппарат и был российского производства, но мог принадлежать как сирийским властям, так и курдским повстанцам.

Без последствий

С момента окончания «холодной войны» страны, формально не находящиеся в состоянии войны, неоднократно уничтожали над своей территорией военные самолеты друг друга. Например, в апреле 1992 года группа из нескольких истребителей-бомбардировщиков F-4 ВВС Ирана нарушила воздушное пространство Ирака, чтобы обстрелять с воздуха лагерь иранской оппозиции. Один из самолетов был сбит иракскими ПВО. В 1980-1988 годах две страны вели войну, которая унесла жизни не менее 250 тыс. человек, но несмотря на то, что иницдент в воздухе стал крупнейшим за четыре года нарушением перемирия между странами, возобновления боевых действий не последовало.

В октябре 1996 года турецкий F-16 потерпел крушение в Эгейском море недалеко от греческого острова Самос (вплотную примыкает к территориальным водам Турции) во время выполнения тренировочного полета. Один из пилотов погиб, другой был спасен греческими военными. Инцидент произошел в период очередного обострения территориального спора вокруг Эгейских островов, но Афины и Анкара объявили о том, что крушение истребителя стало несчастным случаем. Семь лет спустя турецкий адмирал заявил, что в действительности F-16 был сбит ракетой «воздух-воздух» с греческого самолета. Афины подтвердить новые сообщения отказались.

В феврале 2009 года американские войска обнаружили и сбили иранский беспилотник-разведчик, курсировавший над территорией соседнего Ирака. По словам представителя Пентагона, ранее Вашингтон уже обвинял Тегеран в нарушении воздушного пространства Ирака, но иранцы отвергали все обвинения, называя нарушения случайными. «Теперь же ясно, что это не является случайностью или совпадением, — заявил подполковник Марк Баллестерос. — Ведь дрон более часа находился внутри границ Ирака». Никаких действий, направленных против Ирана, за этим инцидентом не последовало.

Нарушили два самолета F-51 Mustang ВМС США. Произошло боевое столкновение с двумя советскими истребителями Ла-11. В ходе воздушного боя один F-51 был сбит, один советский самолет получил повреждения.

1 мая 1960 года американский самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом, нарушил воздушное пространство СССР и (ныне Екатеринбург). Самолет-разведчик был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75. Пилот Фрэнсис Пауэрс выжил и приговорен к десяти годам лишения свободы. В феврале 1962 года в Берлине Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

1 июля 1960 года воздушную границу между Норвегией и СССР грубо нарушил самолет ERB-47H Stratojet из 55-го стратегического разведывательного крыла ВВС США. Взлетевшую с британского аэродрома машину и уничтожил истребитель МиГ-19. Из шести человек экипажа выжили двое, оба летчика попали в плен и были освобождены в январе 1961 года. Кроме того, советская сторона через месяц после инцидента возвратила в США найденные останки одного из четырех погибших членов экипажа ERB-47H.

1 июля 1968 года самолет McDonnell Douglas DC-8 американской авиакомпании Seaboard World Airlines пересек границу СССР в районе Курильских островов . На борту самолета находилось более 200 американских солдат. Для перехвата были отправлены истребители ПВО. После проведения расследования и установления обстоятельств и сам самолет, и солдаты, и экипаж были выданы американскому правительству.

28 ноября 1973 года самолет-разведчик ВВС Ирана RF-4C Phantom II из Турции через Армению и Грузию. В районе Грузии на перехват вылетел наш истребитель МиГ-21СМ. Иранский самолет был сбит посредством тарана. Советский пилот погиб. Экипаж F-4 катапультировался, советской стороной и вскоре после этого освобожден.

1 сентября 1983 года советским истребителем-перехватчиком был сбит Boeing 747 южнокорейской компании Korean Air, следовавший рейсом по маршруту Нью-Йорк — Сеул. На борту лайнера находились 269 человек, в том числе 246 пассажиров. При крушении все пассажиры и члены экипажа погибли. Уничтожение Boeing стало поводом для мирового скандала. США обвинили СССР в преднамеренном уничтожении авиалайнера.

13 марта 1986 года ракетный крейсер Yorktown и эсминец Caron ВМС США , углубившись в территориальные воды СССР на десять километров. Корабли шли с работающими радиоэлектронными станциями и, очевидно, вели комплексную разведку.

28 мая 1987 года гражданин ФРГ Матиас Руст на спортивном самолете Cessna нарушил государственную границу СССР и, преодолев 1220 километров за 5 часов 50 минут, . Самолет приземлился на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. Летчик вышел из самолета и тут же стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали. Руст был осужден на четыре года лишения свободы, 3 августа 1988 года он был помилован президиумом Верховного Совета и выдворен с территории СССР.

Инцидент в районе сирийско-турецкой границы, где, согласно заявлению официальной Анкары, живо напомнил о временах холодной войны. В тот период воздушное противостояние между ВВС СССР и военной авиацией стран НАТО неоднократно приводило к боевым столкновениям.

По неполным данным, в период с 1950 по 1983 годы было зафиксировано не менее 40 случаев применения оружия самолётами ВВС СССР и НАТО друг против друга. Эти случаи не включают в себя боевые действия во Вьетнаме, Корее и на Ближнем Востоке.

Как считают военные эксперты, в реальности боевых столкновений было значительно больше, но многие инциденты замалчивались обеими сторонами во избежание эскалации ситуации.

При этом основные потери в этих боях несли силы НАТО, поскольку именно они вели действия в непосредственной близости от воздушного пространства СССР. В ходе боевых столкновений силы стран НАТО потеряли не менее 27 самолётов и вертолётов и более 130 военнослужащих. Потери ВВС СССР не превышают 10 самолётов.

Вот лишь наиболее крупные воздушные инциденты времён холодной войны.

8 апреля 1950 года самолёт-бомбардировщик PB4Y-2 «Приватир» 26-й патрульной эскадрильи ВМС США был сбит советскими истребителями Ла-11 над Балтийским морем в районе латвийской Лиепаи. По утверждению советских лётчиков, нарушитель вёл по ним огонь и был сбит непосредственно над Латвией, упав в море. США заявили, что был сбит частный самолёт. Экипаж сбитого самолёта, насчитывавший 10 человек, погиб.

8 октября 1950 года два истребителя-бомбардировщика F-80 «Шутинг стар» ВВС США во время боевого вылета против наземных целей на территории Северной Кореи (в период Корейской войны) отклонились от курса, вторглись в воздушное пространство СССР и атаковали аэродром «Сухая речка» в районе Владивостока. В результате налёта на земле повреждены 8 самолётов P-63 «Кинг кобра» ВВС СССР, из них один впоследствии был списан; жертв и пострадавших не было. США принесли извинения в связи с инцидентом, командир авиагруппы, самолёты которой совершили налёт, был отстранён от командования и переведён на штабную работу; пилоты отданы под трибунал.

13 июня 1952 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» 91-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США, совершавший вылет с японской авиабазы Ёкота, был сбит советскими истребителями МиГ-15 над Японским морем. По утверждению пилотов, нарушитель вёл по ним огонь. Все 12 членов экипажа самолёта считаются погибшими.

29 июля 1953 года разведывательный самолёт RB-50G «Суперфортресс» 343-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США был сбит советскими истребителями МиГ-17 в районе острова Аскольда над Японским морем. Хвостовой стрелок самолёта в ходе перехвата безуспешно вёл огонь по советским истребителям. Из 17 членов экипажа выжил 1, подобранный американским кораблём.

7 ноября 1954 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» был сбит советскими истребителями над Курильскими островами. Экипаж покинул машину с парашютами, 10 были спасены американскими аварийно-спасательными службами, 1 утонул после приводнения. Советская сторона заявила, что самолёт находился в воздушном пространстве СССР и вёл огонь по перехватившим его истребителям, американская сторона отвергла эти обвинения.

22 июня 1955 года патрульный самолёт P2V « Нептун» 9-й патрульной эскадрильи ВМС США был атакован советскими истребителями МиГ-15 над Беринговым проливом, после чего разбился на острове Святого Лаврентия, Аляска. Среди членов экипажа не было погибших, но все они пострадали. Инцидент произошёл в сложных метеорологических условиях, что затрудняет восстановление картины произошедшего. СССР согласился выплатить материальную компенсацию в связи с происшествием.

Советские асы сбивали турецкие самолёты и брали в плен турецкого полковника

2 сентября 1958 года разведывательный самолёт C-130A-II «Геркулес» 7406-й эскадрильи боевой поддержки ВВС США, вылетевший с аэродрома Адана в Турции, был сбит советскими истребителями МиГ-17 над Арменией. Все 17 членов экипажа погибли, их останки возвращены частично сразу после инцидента, частично — после поисковых работ 40 лет спустя.

1 мая 1960 года разведывательный самолёт U-2C ЦРУ США, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом , сбит советской системой ПВО в районе Свердловска во время совершения разведывательного вылета с авиабазы Пешавар в Пакистане. Самолёт был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75. Зенитной ракетой также случайно сбит советский истребитель МиГ-19, поднятый на перехват нарушителя (пилот Сергей Сафронов погиб). Пауэрс выжил, был приговорён советским судом к тюремному заключению и в 1962 году обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.

21 октября 1970 года лёгкий двухмоторный самолёт U-8 «Семинол» ВВС США сбился с пути, нарушил воздушное пространство СССР и совершил посадку на аэродроме лётной воинской части вблизи города Ленинакан Армянской ССР. Кроме лётчика, на борту находились два американских генерала и полковник турецкой армии. Поняв свою ошибку, самолёт попытался снова взлететь, но был заблокирован. После расследования инцидента лётчики и пассажиры были освобождены.

28 ноября 1973 года разведывательный самолёт RF-4C «Фантом II» ВВС Ирана вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье. Перехвативший его истребитель МиГ-21СМ безуспешно израсходовал свои ракеты, после чего пилот Геннадий Елисеев совершил сверхзвуковой воздушный таран. Экипаж иранского самолёта (иранец и американец) катапультировался и был задержан советскими военными. Лётчик Геннадий Елисеев погиб. За перехват нарушителя он был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).

24 августа 1976 года пара истребителей-бомбардировщиков F-100 «Супер Сейбр» ВВС Турции вторглась в воздушное пространство СССР. Один из них был сбит советским зенитно-ракетным комплексом — пилот катапультировался и приземлился на территории Турции.

Суверенитет государства распространяется на воздушное пространство, расположенное над их сухопутной и водной территорией. Данный принцип в настоящее время считается частью общего международного права. В первые годы развития авиации (с появлением воздушных шаров, дирижаблей и первых летательных аппаратов тяжелее воздуха) в международном праве существовало три основные конкурирующие теории о правовом статусе воздушного пространства:

  1. теория свободного воздуха: утверждалось, что, поскольку воздух не может быть присвоен и полностью оккупирован, он должен быть таким же свободным, как и море (Фаукиль);
  2. теория зон: по аналогии с территориальным морем и открытым морем в низу должна быть зона территориального воздушного пространства, а над ним до неограниченной высоты – зона открытого воздушного пространства (Меринхак);
  3. теория полного и исключительного суверенитета государства.

Первая мировой война показала возможности использования военной авиация как нового грозного оружия, угрожающего безопасности соседних стран. Первая международная Конвенция по регулированию воздушных передвижений от 13 октября 1919 года разрешила противоречие, заявив в ст. 1: «Высокие договаривающиеся стороны признают, что каждая держава имеет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства над его территорией».

В статье 1 действующей Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года (Чикагская конвенция), которая в 2013 году насчитывала 191 государств-участников, указывается: «Договаривающиеся государства признают, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией». Такая формулировка свидетельствует о том, что принцип суверенитета государств над воздушным пространством не был установлен Чикагской конвенцией и применяется не только к сторонам этого процесса, но признается в качестве нормы общего международного права и, следовательно, должен применяется также к государствам, не являющимся участниками Конвенции.

Для целей Конвенции о международной гражданской авиации под территорией государства понимается сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды. Аналогичного морских судов, являющейся нормой международного морского права, права мирного пролета воздушных судов над территориальными водами в не существует. Даже не имеют права производить полет над территорией другого государства, кроме как с разрешения, предоставляемого специальным соглашением или иным образом; подобные ограничения применяются и к беспилотным летательным аппаратам, включая воздушные шары.

Термин «воздушное пространство» не имеет достаточно точного определения в международном праве и не существует юридически установленной границы между воздушным и космическим пространством. Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях изучает вопрос о делимитации и определении космического пространства: подобное определение, вероятно, также позволить дать четкое правовое определение воздушного пространства.

В соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации государства согласились о том, что все воздушные суда других Договаривающихся государств, не участвующие в регулярных международных воздушных сообщениях, имеют право осуществлять полеты на его территорию или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения, но с учетом права государства, над территорией которого осуществляется полет, потребовать совершить посадку; данное право может быть дополнительно ограничено требованием соблюдения предписанных маршрутов и совершения посадок в указанных аэропортах.

Никакие регулярные международные воздушные сообщения, выполняемые воздушными судами с целью общественных перевозок пассажиров, груза или почты, не могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.

Такое разрешение или санкция на практике предоставляется в двусторонних соглашениях о воздушных сообщениях, посредством которых договаривающиеся государства взаимно предоставляют права на осуществление пролета воздушных судов, а также другие коммерческие права, для установленных авиакомпаний и указанных пунктов отправления и назначения; в таких соглашениях часто оговаривается пропускная способность и частота полетов, требования по авиационной безопасности, вопросы налогообложения, положения, касающиеся урегулирования разногласий, и т. д.

Всех намеченных целей многостороннее или даже глобальное соглашения о правилах воздушных перевозок и аэронавигации не достигло. Международная конференция гражданской авиации, проходившая в Чикаго с 1 ноября по 7 декабря 1944 года, не внесла в Конвенцию о международной гражданской авиации никаких позитивных положений о регулярных международных воздушных сообщениях; однако, Конференция приняла и открыла для подписания две отдельные конвенции, касающиеся данного вопроса: Соглашение о транзите по международным воздушным линиям и Соглашение о международном воздушном транспорте, подписанные 7 декабря 1944 года.

Согласно Соглашению о транзите по международным воздушным линиям каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам при выполнении регулярных международных воздушных сообщений две «свободы воздуха»:

  1. преимущественное право пролетать над его территорией без посадки;
  2. преимущественное право приземляться с некоммерческими целями (например, заправка или техническое обслуживание).

Соглашение о международном воздушном транспорте, известное как соглашение о «пяти свободах», к основным некоммерческим свободам добавила еще три:

  1. преимущественное право выгружать пассажиров, почту и груз, взятые на борт на территории Государства, национальность которого воздушное судно имеет;
  2. преимущественное право брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории Государства, национальность которого воздушное судно имеет;
  3. преимущественное право брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории любого другого Договаривающегося Государства и преимущественное право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывающие с любой такой территории.

В настоящее время Соглашение действует только в 11 государствах. Однако сформулированные в нем «свободы воздуха» нашли свое воплощение во многих двусторонних соглашениях о воздушных сообщениях.

Воздушное судно, вторгшееся в суверенное воздушное пространство или нарушившее его, зачастую бывает перехвачено и подвергнуто специальным мерам принуждения. Некоторые из таких случаев были переданы на рассмотрение в Международный Суд, но возражения против его юрисдикции всегда мешали Суду принять решение по существу вопроса (например: Дело о воздушном инциденте 7 октября 1952 года (США против СССР), Дело о воздушном инциденте 10 марта 1953 года (США против Чехословакии); Дело о воздушном инциденте 27 июля 1955 года (Израиль против Болгарии, США против Болгарии, Великобритания против Болгарии)).

К самым нашумевшим инцидентам, связанным с перехватом гражданских воздушных судов, можно отнести следующие: уничтожение израильского лайнера в Болгарии 27 июля 1955 года (58 погибших); 21 февраля 1973 года израильские ВВС сбили ливийский гражданский лайнер над Синаем (108 погибших); 1 сентября 1983 года в небе над Сахалином был сбит рейс KA007 Корейских авиалиний (269 жертв). Последний инцидент побудил к принятию определенных ответных мер и 10 мая 1984 года 25-я (внеочередная) сессия Ассамблеи ИКАО единогласно одобрила поправку в виде новой статьи 3 bis Конвенции о международной гражданской авиации. Статья 3 bis гласит:

Договаривающиеся государства признают, что каждое государство должно воздерживаться от того, чтобы прибегать к применению оружия против гражданских воздушных судов в полете, и что в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.

Формулировка данного положения указывает на то, что поправка не вводит новую правовую норму, но признает и подтверждает ранее существовавшую норму ; опять же, норма распространяется не только на договаривающиеся государства, а на «каждое государство».

Загрузка...