Туристический портал - Yunnanlife

Воронцов алупка. Воронцовский дворец в алупке

Особняком в Алупке стоит Воронцовский дворец — один из наиболее впечатляющих на побережье. Дворец строился на протяжении 20 лет, с 1830 года, как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссии М.С. Воронцова.

Построенный по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789-1879), одного из авторов Букингемского дворца и Вестиминстерского аббатства. Воронцовский дворец поразительно тонко впитал в себя черты восточного и западного стилей. На южном фасаде здания — арка в форме подковы, двухъярусный свод, великолепная резьба по гипсу в нише с изображением лотоса.

На фреске ниши надпись с изречением из Корана: «И нет бога, кроме Аллаха». У стен Южного фасада Воронцовского дворца — мраморные скульптуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора В. Бонанни. Северная часть дворца впечатляет строгостью стиля, типичного для Англии 16 века.

Тоже памятник — садово-паркового искусства. В 1824-1851 годах над его созданием работал немецкий садовод Карл Антонович Кебах. В 1956 году по решению правительства во дворце расположился музей.

С 1990 года — это Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. В Алупкинском парке — уникальная система озер, дорог и водопадов. Парк построен по принципу древнего амфитеатра, спускающегося от дворца к чайному домику на берегу моря. Парк имеет два уровня — нижний и верхний.

Воронцовский дворец — адрес и телефон

Адрес Воронцовского дворца — Крым, Алупка, Дворцовое шоссе, 18.

Телефон дежурного организатора Воронцовского дворца (для получения информации о режиме работы музея): +7 978 018 56 74.

Как добраться до Воронцовского дворца в Алупке?

В Воронцовский дворец можно добраться от автовокзала Ялты: автобус №115 (Ялта — Симеиз), автобус №107 (Ялта — Кацивели) до остановки «Алупка, автостанция»; автобус №102 (Ялта — Алупка парк) до конечной остановки.

От Вещевого рынка Ялты (центр города) можно добраться на автобусе №132 (Ялта — Алупка) до конечной остановки.

Из Севастополя (центральный автовокзал): рейсовым автобусом до остановки «Алупка, Питомник», далее городским автобусом №1-А до остановки «Центр. Площадь Ленина», отсюда пешком вниз по лестнице к дворцу.

Воронцовский дворец – история создания

Алупка славится дворцово-парковым ансамблем, состоящим из пяти корпусов (Главного, Библиотечного, Столового, Хозяйственного и Гостевого с одноэтажным Шуваловским флигелем), Чайного домика, расположенного у моря и парком, окружающим весь комплекс.

Создавался этот ансамбль в 20-40-е годы 19 века, в период сильного влияния романтизма на литературу и искусство.

Романтизм – это целая эпоха в развитии культуры. Его идейными предпосылками в России были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов.

Зародившийся в начале 19 века, он получил свое распространение в 1820-х годах. В конце 30-х годов романтические веяния становятся господствующими. В соответствии с этим меняется отношение к классицизму, который для романтиков превращается в олицетворение догматизма, внешней формы, нормативности, исключающим свободное творчество и развитие. Изменился и эстетический идеал. Прекрасное для романтиков ассоциировалось не с ясностью, простотой и гармонией, как в классицизме, а с многообразием, контрастностью, динамичностью.

Талантливые зодчие эпохи романтизма обращались к архитектурным элементам стилей прошлых эпох и, подвергнув их творческому переосмыслению, применяли в современном строительстве, Особое внимание они проявляли к архитектуре средневековья (готической, романской, мавританской, индо-мусульманской и др.).

Отличительные черты романтизма в архитектуре – живописность и асимметричность композиций. Архитектурный романтизм, в отличие от классицизма, не создал крупных общественных зданий, величественных городских ансамблей, но нашел широкое применение в усадебном и парковом строительстве.

Начиная с 20-х годов 19 века, на ЮБК преобладали постройки, созданные в романтическом стиле. Крымские горы, экзотическая растительность, море с причудливо изрезанными берегами и бухтами, живописные скалы представляли собой яркий, выразительный фон для романтического зодчества. Здесь особенно ярко проявлялась связь архитектурного сооружения с окружающей природой.

А. Демидов, путешествуя по Крыму в 1837 году, в своих записках отметил: «Попеременно вы видите то небольшой дом в азиатском вкусе, у которого окна закрыты шторами, трубы похожи на минареты; то красивый готический замок, то уютную дачку вроде английских «коттеджей», совершенно погруженную в море зелени и цветов, то легкое деревянное здание с обширными галереями».

К сожалению, под влиянием неумолимого времени, многие усадьбы и строения 1-ой половины 19 века исчезли с лица Крымской земли. Но сохранился самый ценный, самый интересный памятник той эпохи – Воронцовский дворец в Алупке, теперь дворец-музей.

Строился он с преимущественной ориентацией на архитектурный стиль Англии 16 века в сочетании с формами стиля индо-мусульманской архитектуры 16-17 веков.

Западный фасад дворца очень напоминает средневековый замок-крепость. Здесь зрителя встречают монументальные круглые башни со щелевидными окнами-амбразурами. Высокие суровые стены увенчаны каменными зубцами-кремальерами. Опорой стен служат мощные контрфорсы. Впечатление мрачного средневековья усиливает Шуваловский проезд. Его изломанная линия с рядом замкнутых перспектив, кажется, обещает зрителю где-то за поворотом нечто таинственное.

Вверху — ажурный перекидной мостик, соединяющий служебные корпуса с Парадным столовым корпусом. Этот воздушный мостик действительно очень романтичен. Он, как и вся западная часть дворца, способны перенести нас в атмосферу средневековых романов Вальтера Скотта или других современных ему писателей-романтиков.

Архитектура хозяйственных корпусов Воронцовского дворца

Хозяйственный двор, включающий в себя обшир­ные службы и жилые помещения для слуг, входит в единый дворцовый комплекс, не нарушая архитектурно-художественной и композиционной целостности ансамбля. Период строительства 1838-1842 годы.

Служебные корпуса расположены с северной стороны участка, параллельно столовому корпусу и Шуваловскому (гостевому) флиге­лю. Образуют отдельный замкнутый двор в виде вытянутого по гори­зонтали неправильного многоугольника.

Замкнутость и изолированность двора, общий характер архитектуры хозяйственных корпусов напомнят нам о средневековых анг­лийских замках с башнями, узкими окна­ми — бойницами высоких внешних стен.

В основе декоративного оформления фасадов — чет­кий ритм геометрически простых дверных и оконных проемов. Здесь применена фактурная обработка стен «рваным» камнем.

Южная часть хозяйственных корпусов при Воронцовых была разделена по функциональ­ному назначению на три части: центральную часть занимали каретные сараи с тремя широкими дверными проемами, правую — конюшни, в левом крыле находилась кухня с подсобными помещениями и кладовыми.

Различные хозяйственные службы располагались и в северной части хозяйственного двора. Относительно нижнего этажа существует предположение, что в его правом крыле могла быть столовая для дворни, а в ле­вом, обширном помещении с тремя крупными арочными проемами, которые не были закрыты воротами, (т.к. проемы не имеют четвертей для установки ворот) могла располагаться кузня, обслуживающая конюшенные службы. На вторых этажах находились жилые комнаты и квартиры для дворцо­вой прислуги.

Внешняя стена северного корпуса хоздвора, обращенная в парк, усилена плоскими контрфорсами. Особую живописность силуэту стен придают дымовые трубы, стилизованные под фиалы.

Во двор ведут двое ворот. У западного входа — круглая башня. Восточные ворота, выходящие на парадный двор, фланкированы двумя прямоугольными трехъярусными башнями, одна из которых — Часовая — завершена башен­кой с флагштоком. Башни идентичны по пропорциям и формам, выдержаны в стиле английской архитектуры 16 века. Верхний ярус их венчает высокий зубчатый карниз. Ворота башен соединяют парадный двор со зданиями служб и одновременно составляют архитектурное обрамление «чистого» двора с запада.

Северный фасад Воронцовского дворца

В северном фасаде перед нами предстает новый аспект архитектуры, идентичный уже не средневековой крепости, а загородному английскому дворцу 16 века, для которого типичны большие оконные проемы (эркеры), высокие дымовые трубы, которые, помимо своего утилитарного назначения, играют большую декоративную роль. Возвышаясь над дворцом целой стройной колоннадой с навершиями в виде бутонов каких-то фантастических цветов (флеронами), они сообщают особый декоративный эффект всему архитектурно-декоративному облику главного корпуса дворца.

Большой выразительности достигает здесь архитектор ритмическим чередованием гладких плоскостей стен и ризалитов, изящных башенок-пинаклей и массивных зубцов-кремальер.

Рассматривая дворец, мы восхищаемся виртуозным мастерством камнерезов, искусно исполнивших его конструктивные и декоративные детали: каменные блоки, резные фронтоны, купола. Здесь многие архитектурные детали, типичные для Англии 16 века (башни, арки, купола), по своим очертаниям сходны с элементами восточной архитектуры. Это еще одна черта романтического зодчества, когда в формах одного стиля угадывается другой.

Элементы восточной архитектуры, имеющие место во дворце, своего наиболее сильного развития достигли в архитектуре Южного фасада дворца, с которым познакомимся позже.

Наличие двух стилей в одном здании отнюдь не являлось здесь механических их соединением. Архитектор нашел детали близкие и Востоку и готике, рассредоточил их в определенном ритме по всему комплексу и этим достиг удивительного стилевого единства.

Итак, в северном фасаде мы видим величественный и строгий дворец позднего английского средневековья.

Автором проекта дворца был известный архитектор Эдуард Блор (1789-1879), один из зачинателей романтического направления в английской архитектуре. Э. Блор известен в Англии как рисовальщик и гравер, иллюстратор изданий по истории британского зодчества. В 1816-1823 годах он участвовал в проектировании и оформлении замка Абботсфорд для В. Скотта в Шотландии. В 1820 — 1850 годы проводил реставрационные работы в королевских дворцах, был блестящим знатоком архитектуры стиля Тюдор. Всего им было построено и реконструировано 40 общественных зданий и усадеб и столько же церквей и часовен. Блор — один из основателей Королевского археологического института.

По проекту Блора дворец строил Вильям Гунт, тоже английский архитектор. Строительство длилось 20 лет, с 1828 по 1848 гг. в основном силами крепостных мастеров. Большой интерес представляет то обстоятельство, что здесь трудились владимирские камнерезы, прославившие себя искусством возведения белокаменных русских церквей с художественно выполненными украшениями.

Основным строительным материалом был местный камень диабаз, прочность которого выше гранита. Благодаря красивой зеленовато-серой окраске камня, дворец органически вписался в цветовую гамму местного пейзажа. Прекрасным фоном для него стала вершина горы Ай-Петри, венчающая весь пейзаж Алупки и своими очертаниями похожая на руины какого-то древнего фантастического замка.

Из огромных бесформенных глыб диабаза, который обрабатывался вручную, высекались блоки для стен, вырезались тонкие и сложные по рисунку архитектурные детали. Тщательно шлифовался диабаз для отделки внутренних помещений.

Здесь работали в разное время от ста до тысячи человек, среди них крепостные Воронцова. Они использовались как вольнонаемные рабочие, получали жалование, из которого должны были выплачивать оброк. В настоящее время на основании архивных документов удалось установить имена более 300 крепостных, среди которых были лепщики, краснодеревщики, резчики по дереву и камню, живописцы, вышивальщицы.

Среди этих талантливых умельцев особенного внимания заслуживает мастерство лепщика Романа Фуртунова из Мошенского имения Киевской губернии. Из этого же имения работали в Алупке столяры, многие из них проработали до 10 лет, отделывая интерьеры дворца и изготавливая мебель.

И сейчас, восхищаясь мастерством крепостных и вольнонаемных мастеров, строивших этот дворец, мы отдаем дань многочисленным народным умельцам, талант которых проявился в отделке парадных залов дворца, выполненных с большим вкусом и совершенством.

Строился дворец для графа, а впоследствии князя М.С.Воронцова (1782-1856), одного из крупнейших российских помещиков 1-ой половины 19 века. В 1823 году он был назначен генерал-губернатором Новороссийского края и полномочным наместником Бессарабской области.

В первой половине 19 века усиливается колонизация новых земель России. Перенаселенность поместий в центральной полосе заставила помещиков искать новые земли, чтобы иметь возможность полностью использовать труд своих крепостных. В то время особенно ценились земли Новороссии и Крыма. Они приобретались и осваивались, так как близость к ним Черного моря создавала благоприятные условия для экспорта и сбыта различных сельскохозяйственных продуктов. Поэтому Воронцов добивается своего назначения на пост генерал-губернатора Новороссии.

Побывав в 1822 году впервые в Крыму и увидев, какие огромные богатства таит в себе этот богатый, почти неосвоенный край, Воронцов начинает приобретать здесь земли. Массандра, Ай-Даниль, Ай-Василь, Мартьян, Гурзуф, Алупка – одно за другим становятся собственностью Воронцова. В 30-х годах ему принадлежит уже около 2-х тысяч десятин земли. Воронцов старается, как можно выгодней использовать свои имения. На ЮБК он создает обширные виноградные плантации, одним из первых заводит здесь промышленное виноделие. При нем закладываются первые подвалы в Массандре. В степных районах Крыма развивалось овцеводство, в Ак-Мечети – конный завод, в двух озерах этого района добывалась соль.

Благодаря осуществлению строительства дороги, соединившей Симферополь с Севастополем и Ялтой, из Крымских имений Воронцова вывозились сельскохозяйственные продукты и вино, что, несомненно, способствовало увеличению доходов владельца. От крымских имений Воронцов имел доход до 56-ти тысяч руб. в год.

Имея в 16 губерниях России 400 тыс.десятин земли и около 80 тысяч крепостных крестьян, Воронцов получал огромные доходы. Только доход с оброка, исключая крымские имения, составлял до 800 тысяч рублей ассигнациями. Обладатель таких богатств имел возможность строить для себя роскошные дворцы.

Музеем бывший Воронцовский дворец стал в 1921 году после освобождения Крыма от белогвардейцев. 20-го февраля этого же года В.И.Ленин, уделявший большое внимание культурному строительству в стране, направил телеграмму председателю крымского ревкома: «Примите решительные меры к охране художественных ценностей, находящихся в ялтинских дворцах и частных зданиях, ныне отводимых под санатории Наркомздрава. Вся ответственность возлагается на Вас».

Выполняя указания, комиссии по охране художественных памятников и других произведений искусства, созданные ревкомом, все наиболее интересные в художественном отношении произведения искусства из национализированных имений отбирали для создания в Крыму первых советских музеев.

Воронцовский дворец был национализирован, оставшееся имущество дополнено коллекциями из других южнобережных дворцов, и в 1921 году здесь был открыт историко-бытовой музей.

В годы Отечественной войны, когда Крым был оккупирован немецкими фашистами, произведения искусства отсюда не удалось эвакуировать, и дворец функционировал как музей. Директором его был Степан Григорьевич Щеколдин (1904-2002). При отступлении немцы хотели взорвать дворец, было заготовлено большое количество взрывчатого вещества. Однако, взрыв осуществить не удалось, этому помешали музейные работники. В апреле 1944 года стремительное наступление советских войск освободило Крым.

В феврале 1945 года, в период Крымской конференции, Алупкинский дворец был предоставлен английской делегации во главе с У. Черчиллем. В последующее десятилетие здесь была Госдача, именуемая в документах «спец.объект №3».

Вновь дворец был открыт для посетителей в 1956 году. В настоящее время – это архитектурно-художественный музей. Он размещен в центральном и столовом корпусах, где находятся парадные помещения дворца. В помещениях Гостевого корпуса и Шуваловского флигеля экспонируются различные выставки из фондов музея-заповедника, в том числе «Фамильная галерея Воронцовых», где представлены портреты многочисленных представителей этого знаменитого рода.

Одна из главных особенностей Воронцовского дворца – сочетание стилей английской архитектуры 16 века (стиля Тюдор) и восточной, индо-мусульманской 16 века. Причем, сочетание этих стилей выполнено настолько умело, с таким художественным вкусом, что в результате получается новый художественный образ, гармоничный, цельный, исполненный в романтическом стиле.

Говоря о романтической архитектуре дворца, о его экстерьере, мы отметили, что основным стилистическим мотивом ее является ориентация на английскую архитектуру 16 в. То же самое мы можем отметить, характеризуя интерьеры, т.е. внутренние помещения, в декоративном оформлении которых также сказывается большое влияние дворцовых интерьеров Англии 16 века.

В 16 веке в английских дворцах внутренние помещения отделывались резным деревянным декором. Отсюда в парадном кабинете – дубовые профилированные панели; большое количество дерева употреблено для отделки окна-эркера. Именно в 16 веке в английской архитектуре появились окна-эркеры, выступающие за пределы стены, увеличивающие освещение и площадь комнаты.

Четыре симметрично расположенные дубовые двери усиливают впечатление деревянной отделки; одна из дверей носит чисто декоративный характер. Детали отделки, характерные для Англии 16 века, во всех залах дворца (в большей или меньшей мере) переплетаются с элементами типичными для отделки 2-ой четверти 16 века, когда модной стала имитация. Здесь она применена в отделке потолка, где лепка из алебастра и раскраска имитируют дерево.

Характерная деталь английских интерьеров – камины. В сыром климате Англии камин не только согревает, но и является мощным вентилятором. Камины мы увидим во всех парадных помещениях дворца, и в каждом из них – отделка имеет свои особенности, сочетаясь с общей отделкой зала. Здесь камин из мраморовидного известняка серовато-коричневатых оттенков, хорошо сочетается с тоном дерева и обоев, которые не сохранились и заменены новыми. Колорит и рисунок их полностью соответствуют старым образцам.

В парадном кабинете — мебель, в основном, английской работы 1-ой четверти 19 века, выполнена из разных пород дерева. Ее богатая отделка: инкрустация металлом, пышная резьба по дереву, искусная полировка — усиливают впечатление торжественности и парадности этого помещения.

Обстановка комнаты типична для парадных кабинетов 30-40-х годов 16 века. Она не только характеризует эпоху, но и каждый отдельно взятый предмет представляет собой большую художественную ценность. Особенно интересен кабинетный книжный шкаф черного дерева, сделанный французскими мастерами в стиле Буль (Шарль Буль /1642-1732/ работал на рубеже 17-18 веков). Его можно назвать творцом художественной мебели. Мастерски владея техникой набора, употребляя для украшения мебели накладную бронзу, слоновую кость, перламутр, панцирь черепахи, он добился большого колористического богатства и создал свой собственный стиль «Буль».

Комплекс кабинетной мебели: круглый стол, стулья и кресла орехового дерева, выполненные английскими мастерами 1-ой четверти XIX в., привлекает внимание мастерством инкрустации металлом по дереву, умением показать красоту древесины.

В парадных кабинетах часто размещалась портретная живопись, ярко характеризующая эпоху. Всматриваясь в изображения людей, помещенные в этом кабинете, можно с уверенностью сказать, что их коснулось дыхание войны 1812 года. Усиливающиеся в русском обществе идеи патриотизма побуждали художников искать и находить в человеке те черты, которые связывались с понятием «чувство гражданского долга». Художественным эталоном такого произведения можно считать военную галерею 1812 года в Зимнем дворце. Над ее созданием в течение ряда лет трудился со своими помощниками Голике и Поляковым английский художник Джорж Доу (1781-1829). Представленные здесь портреты участником русско-французской кампании Федора Петровича Уварова (1770-1824), Льва Александровича Нарышкина (1781-1829), Александра Христофоровича Бенкендорфа являются авторскими повторениями произведений галереи. Резкий поворот головы, огненный цвет в мундирах, грозовое небо в фоне – приемы, типичные для творчества Доу. Они сообщают живописи романтическую окраску.

В таком же изобразительном ключе решен парадный портрет первого владельца Алупкинского дворца графа М.С.Воронцова (1782-1856).

Когда в 1821 году англичанин Томас Лоуренс приступил к написанию портрета, ставшего впоследствии знаменитым, Михаил Семенович Воронцов пребывал в ореоле своей воинской славы, проявив личную храбрость и незаурядные способности командира в битвах при Бородино, Красном, Краоне. В 1848 году по заказу семьи Воронцовых Луиза Дессеме исполнила копию, вполне достойную оригинала. Удачно подражая кисти Лоуренса, его перламутрово-серым и черным тонам, художница сумела сохранить свойственный оригиналу романтический пафос.

Достойное место в экспозиции занимает портрет фельдмаршала М.И.Кутузова. Здесь же представлены небольшие бронзовые скульптуры: герцога Веллингтона (копия с работы Котера, английского скульптора первой половины Х1Х века) и прусского полководца фельдмаршала Блюхера работы немецкого скульптора Х.Рауха (1777-1857).

Дополняют убранство Парадного кабинета стоящие на шкафу часы из золоченой бронзы работы французского мастера Петра-Филиппа Томира (1741-1843). Они декорированы фигурами Минина и Пожарского – повторяют композицию известного памятника на Красной площади работы скульптора И.П. Мартоса.

Г остиная получила свое название по отделке стен, обтянутых ситцевой тканью. Ситец, ткань восточного происхождения, получил широкое распространение в Западной Европе и России в середине 19 века и тогда же стал настолько модным материалом, что ценился на уровне бархата, шелка, парчи. Его использовали для отделки во дворцах и богатых особняках. Этот ситец — английской работы с изящным декоративным рисунком. Расцветка его удачно гармонирует с облицовкой камина, выполненного из мрамора розоватых оттенков.

Массивный диван орехового дерева, классических форм, с боковыми книжными шкафчиками, пышно инкрустирован бронзой. В гостиной представлены произведения русских художников-академистов.

Все русские художники, окончившие Академию художеств с золотой медалью, непременно посылались в Италию. Среди них был и С.Ф. Щедрин (1791-1830), посвятивший свое творчество изображению итальянской природы. Он очень много работал над проблемой передачи в картине солнечного света, пространства, воздушной среды и одним из первых начал писать природу с натуры. С. Щедрин писал пейзажи в окрестностях Неаполя, Сорренто, на острове Капри. «Вид Сорренто» – его излюбленный мотив. Яркие лучи южного солнца освещают воды Неаполитанского залива, живописные прибрежные скалы. Пейзаж как бы окутан прозрачным маревом жаркого летнего дня. В своих полотнах художник сумел непосредственно и поэтично передать очарование реальной природы, показать красоту действительности.

Видное место среди мастеров русского пейзажа принадлежит Н.Г.Чернецову (1805-1879), который посвятил себя изображению русской природы. Чернецов много путешествовал. В 1838 году он вместе с братом совершил путешествие по Волге. «Юрьевец Повольский» – одно из многочисленных полотен, которые появились в результате этого путешествия. В небольшой работе запечатлена архитектура древнего городка. В 1850- е годы художник совершил паломничество по Святым местам, к этому периоду его творчества относится полотно «Вид Назарета близ Галилеи».

Над камином две картины:

  1. «Развалины в окрестностях Рима», Холст, масло. Художник Штернберг Василий Иванович (1818-1845). Живописец-пейзажист и жанрист. В 1835-1838 гг. обучался в Академии Художеств у М.Н. Воробьева. Летом жил на Украине, изображал сцены народного быта и украинскую природу. Близкий друг Т.Г. Шевченко. В 1839 году получил звание художника, в 1840 году пенсионером Академии художеств был отправлен в Италию. Умер в Риме.
  2. «Вакханка». 1856 год. Холст, масло. Картина изначально находилась в собрании Воронцовых. Художник Майков Николай Аполлонович (1794-1873). Исторический живописец академического направления. Воспитывался в кадетском корпусе, участник Отечественной войны 1812 года. Живописцем стал самоучкой. С 1835 года – академик.


Уже само название зала свидетельствует о восточных влияниях. Это не случайно: помещение обращено на южную сторону, где архитектура носит восточный характер.

Название «Китайский кабинет» комната получила по циновкам, которыми отделана верхняя часть стен. Циновки вышиты шелком и бисером, характер вышивок свидетельствует об исполнении их русскими мастерицами, по-видимому, крепостными вышивальщицами.

В отдельных деталях декора — признаки самых разнообразных стилей. Орнамент вышивок на китайских циновках и резьба по дереву выполнены в стиле итальянского Возрождения 16 века, обрамление зеркальных рам и их украшения зеркал носят готический характер. Точеные столбики на стенах, резные гирлянды с кистями внизу – типичны для барокко.

Но над всем этим почти неуловимо царит атмосфера восточного искусства. Это выражается в общей пышности всего декоративного убранства зала, в замысловатой орнаментике резьбы и лепки, в цветовом сочетании черного, коричневого и кремового, присущего многим произведениям китайского прикладного искусства.

В китайском кабинете особенно наглядно проявилось искусство и талант разнообразных мастеров, работавших на отделке дворца лепщиков, вышивальщиц, мебельщиков и резчиков по мебели. Эти мастера высокого класса отлично исполнили высокие филенчатые панели из светлого дуба, тонкие резные украшения по дереву. Особенным изяществом отличается резьба, украшающая дверцы стенного шкафчика, в орнамент которой вкомпанована первая буква владелицы этого кабинета «Е» — ЕЛИЗАВЕТА.

Среди мастеров, работавших во дворце, были талантливые мебельщики. Здесь имелась своя собственная мебельная мастерская, в которой изготовлялись стулья и кресла, находящиеся в этом зале (на спинках – стилизованные воронцовские монограммы), столики из волнистой березы (круглый гостиный и дамский – рабочий). Из воронцовских архивов известно, что в Алупке на протяжении многих лет работали крепостные столяры: Наум Мухин, Максим Тисленко, Яким Лапшин, колонист из немецкой колонии под Одессой Мартын Гольцман.

Хорошо вписывается в интерьер кабинета необычный по формам небольшой настенный шкафчик французской работы, близкий стилю Буль. В его отделке применен панцирь черепахи, по которому идет орнамент медью и светлым металлом. Шкафчик почти полностью декоративного назначения, внутри его могло храниться небольшое количество бумаг или писем.

Созвучен с ним по колориту шкафчик, предназначавшийся для хранения драгоценностей. Он сделан в Англии во второй половине 18 века в технике расписного лака (лаковое дерево растет в Китае и Японии). Лак, предохраняющий дерево от порчи, можно подкрашивать в разные тона. Рисунок делается посредством нанесения цветного лака слоем за слой и носит выпуклый характер.

Подлинным произведением декоративно-прикладного искусства Италии является стол с видами римских архитектурных памятников. Этот мозаичный набор из смальты, исполнен в папских мастерских знаменитого итальянского художника Микельанджело Барбери (1787-1867) при участии русских мастеров. (Смальта – это набор из мельчайших кусочков цветного стекла на восковой основе).

Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой исполнен неизвестным художником по оригиналу Д. Доу. Она изображена в венецианском, согласно моде тех лет, платье. Образ женщины, некогда воспетой А.С. Пушкиным, необычайно привлекателен. В портрете преобладают теплые оливковые тона. На западной стене (где портрет Е.К. Воронцовой) — цветные гравюры Ф. Барталоцци с оригиналов английского портретиста Д. Рейнольдса (1723-1792): справа — портрет Лавинии Спенсер (1787), слева — портрет ее сестры Анны Бингхем (1787).

На северной стене:

  • слева — портрет Марии Спенсер. Меццо-тинто Уильяма Диккинсона с оригинала Д. Рейнольдса (1723-1792)
  • посередине — «Размышление», цветная гравюра с рисунка, выполненного графиней Спенсер
  • справа — Герцогиня Каролина Мальборо с дочерью Каролиной Спенсер
  • панель северной стены — виды английских замков
  • слева и справа (под полочками) — виды старого замка в Вудстоке графство Оксфордшир. Посередине – виды замка Бленхейм (построен на месте старого замка в Вудстоке).

В период Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав (4-11 февраля 1945 г.) дворец в Алупке был предоставлен английской делегации во главе с Черчиллем. Личными апартаментами премьер-министра были Парадный и Китайский кабинеты, соединенные Ситцевой комнатой. В Китайском кабинете размещена небольшая экспозиция, посвященная выдающемуся политическому деятелю 20 века.

Уинстон Леонард Спенсер Черчилль (1874-1965) по своему происхождению принадлежал к знаменитому роду герцогов Мальборо, входивших в число двадцати герцогских семей Англии. Основатель династии Джон Черчилль (1650-1722), бывший паж герцога Йорского (позже короля Якова II) с 1702 года был главнокомандующим английской армией. Королева Анна возвела его в герцогское достоинство, а за блистательную победу при Бленхейме 13 августа 1704, в память которой была выбита медаль, даровала герцогу земли в королевских угодьях Вудстока в графстве Оксфордшир. На месте старого замка времен Елизаветы Тюдор по проекту Джона Ванбро (1664-1726) в 1705-1719 гг. был построен огромный дворец, внешне напоминающий Версаль. Родовое поместье назвали «Бленхейм». 30 ноября 1874 года здесь родился Уинстон Черчилль.

Более ста лет принадлежал семейству герцогов в Лондоне «Мальборо-хауз». Выстроенный в 1709-1711 годы. К. Реном (1632-1723) в палладианском стиле, дворец отличался роскошью внутренней отделки и богатством интерьеров. В 1817 году наследники продали его в королевскую казну. В разные годы во дворце жили члены королевской семьи Англии и их русские родственники: императоры Александр III и Николай II, императрица Мария Федоровна.

В середине 18 века титул и владения герцогов Мальборо перешли по женской линии к Чарльзу Спенсеру, графу Сендерланду (3-й герцог Мальборо). За внука его — графа Георга Пемброка — в 1808 году вышла замуж родная сестра гр. М.С. Воронцова – Екатерина.

Дополняют убранство кабинета виды средневековых замков Англии, романтической интерпретацией которых является архитектура Воронцовского дворца (1820-1840-е гг., архитектор Э. Блор) и гравированные портреты представительниц рода Спенсеров, исполненные по оригиналам Д. Рейнольдса.

В отдельной витрине представлены документальные фотографии (копии), сделанные в процессе работы конференции и книги, посвященные У. Черчиллю.

Служил парадным входом во дворец. Из всех интерьеров он более всего напоминает парадные залы английских дворцов 16 века, в которых в центре здания сооружался зал-холл, откуда вели двери во все другие парадные и жилые помещения. Вестибюль очень похож на английский холл.

Входные двери его расположены со стороны северного фасада, архитектура которого сдержанная и строгая, типичная для английских построек XVI века. Эта строгость и простота как бы получает свое развитие во внутренней отделке вестибюля. Пропорции его гармоничны и величественны. Почти вся архитектурная обработка дана в дереве: массивный дубовый потолок симметрично разделен профилированными декоративными квадратами, имитирующими нервюры, выполнявшие когда-то несущую роль. Высокие дубовые панели украшены стилизованными готическими арочками.

В строгий и несколько мрачный колорит вестибюля прекрасно вписываются камины из серого диабаза. Верхняя часть каминов выполнена из одного цельного куска в виде пологой тюдоровской арки, по которой мастерски вырезан готический крестоцвет. Диабаз настолько тонко здесь отшлифован, что получил зеркальный блеск.

Характер произведений живописи этого зала отвечает его парадности и монументальности. Эти черты в большей мере присущи парадным портретам, цель которых состоит в том, чтобы всячески прославить и идеализировать портретируемого, подчеркнуть его социальное превосходство, высокое положение в обществе. Такие портреты, как правило, больших размеров, в них тщательно выписываются одежды, драгоценности, ордена, ленты. В парадном портрете не ставилась задача раскрытия внутреннего мира человека.

Парадный, коронационный портрет Екатерины II, создан одним из лучших портретистов 18 века Федором Рокотовым (1736-1809). В своих лучших портретах, воплотивших образ просвещенного представителя русского общества своей эпохи, Рокотов дает поэтическое представление о человеке, одухотворяет его. Но, создавая парадные портреты, он должен был следовать определенным традициям, о которых упоминалось выше. В портрете Екатерины художник стремится подчеркнуть могущество и величие императрицы, тщательно выписывает роскошную царскую одежду и обстановку. Лицо же Екатерины непроницаемо.

Ярким примером парадных портретов могут служить произведения художников иностранцев, работавших в России в конце 18 — начале 19 в.

В портрете английского художника Ричарда Бромптона (1734-1783), изображающем А.В.Браницкую, тщательно выписано парадное платье из шуршащего плотного шелка, украшения из драгоценным камней, орденская лента, свидетельствующая о том, что Браницкая – придворная дама Екатерины II, не случайно поэтому здесь изображен и мраморный бюст императрицы. Мы можем отметить замечательную технику исполнения портрета: прекрасно передана фактура различных материалов, хорошо выписаны руки, но лицо с легкой улыбкой на устах несколько идеализировано.

Аналогичную характеристику можно дать и портрету К.П. Браницкого, работы австрийского художника Иоганна Баптиста Лампи (1751-1830). Изображая Браницкого в помпезной позе, в рыцарских латах, которые уже не надевали при жизни портретируемого, художник стремился создать героический образ, подчеркнуть древность рода польского магната.

На северной стене портреты родителей М.С. Воронцова работы Л. Дессеме: графа Семена Романовича Воронцова, русского посланника в Англии (копия с оригинала Р.Эванса) и Екатерины Алексеевны Воронцовой. В основе его погрудное изображение, выполненное Д.Г.Левицким (оригинал находится в Русском музее). Весь остальной постановочный антураж: сидящая в кресле фигура, нависшие фалды занавеса, любимая собачка тибетской породы на фоне прекрасно выписанного атласного платья – придуман Луизой Дессеме и композиционно завязан с портретом ее супруга. Портрет впечатляет своей декоративностью.

Среди парадных портретов Вестибюля — изображение светлейшего князя Г.А.Потемкина – Таврического (1739-1791). Портрет поступил в музей сравнительно недавно в 1989 году – это дар барона Э.А. Фон Фальц-Фейна.

Фигура Потемкина словно на пьедестале возвышается на фоне гористого крымского склона и грозового неба. Парадный генеральский мундир – белый с золотым шитьем украшен орденскими лентами и самыми высокими наградами. У пояса виден эфес сабли. Несмотря на идеализацию образа, черты его лица не утратили своей индивидуальности, в них угадывается прямой и гордый характер, широкий ум и бесстрашие портретируемого.

Символичны в портрете атрибуты и жесты рук: подзорная труба, раскрытая карта, озаглавленная «Понт Эвксинский» (старое название Черного моря). Указующий перст правой руки обращен в сторону Севастополя – будущей твердыни Черноморского флота, белеющие строения и бухты его различимы вдали.

Освещался дворец в середине 19 свечами, поэтому здесь много канделябров, бра. В строгом интерьере вестибюля хорошо смотрятся канделябры из темной бронзы в виде величественных женских фигур в древнегреческих одеждах, исполненными французскими мастерами начала 19 века. Фонарь, выполненный в псевдоготическом стиле во второй половине 19 века.

Своеобразным переходом из этого сурового, несколько мрачноватого помещения на светлую южную сторону дворца служил небольшой тамбур, затянутый персидскими вышивками, представляющими собой шитый парный портрет персидского шаха конца 18 века Фетх-Али. Автор вышивок – персидский мастер из города Решта Ага Бозорх. Выполнил их в начале 19 века в технике фигурного шитья. Это – уникальное произведение прикладного искусства своего времени. Техника их исполнения – тонкая скрупулезная работа: соединение отдельных очень мелких фигурных кусочков материи при помощи тамбурного и стебельчатого швов. Исполнение такого фигурного шитья имеет свой секрет, в настоящее время утраченный, так что перед нами редкие неповторимые вещи.

Эти нарядные восточные украшения как бы подготавливают зрителя к восприятию новых, связанных с востоком, архитектурных форм, в которых и выдержана отделка центральной части южного фасада.

Очень отличается своей отделкой от всех других комнат. Она светлая и нарядная. После мрачного вестибюля здесь поражает обилие света: большая часть гостиной выходит на южную сторону, свет вливается через огромные окна от потолка до пола и через окно-эркер с северной стороны. Светло-голубые стены и потолок покрыты белым лепным орнаментом в виде гирлянд из цветов и листьев. Создается такое впечатление, что эта растительность проникла сквозь многочисленные окна из парка и сплелась в своеобразную беседку.

Лепка выполнена вручную без штамповки крепостными мастерами Воронцова. Известно имя замечательного лепщика крепостного Романа Фуртунова , уроженца села Мошен Киевской губернии. Это он руководил всеми лепными работами во дворце. С отделкой стен очень хорошо сочетается камин из белого итальянского каррарского мрамора, украшенный растительным орнаментом.

Удачно представлен здесь гарнитур светлой гостиной мебели, выполненной в стиле позднего русского классицизма в 20-30-е годы 19 века, тоже крепостными мастерами Воронцова. Мебель украшена орнаментом из виноградных лоз и колосьев пшеницы, что свидетельствует о ее изготовлении на юге.

Прекрасно дополняют убранство зала фарфоровые декоративные вазы в виде кратеров, работы императорского фарфорового завода в Петербурге (ныне завод им. Ломоносова). Они расписаны мастером Щетининым.

Голубая гостиная могла служить и театром. Выступы в стене делят ее на две неравные части: меньшая была сценой, большая — зрительным залом. В выступах скрыт деревянный выдвижной занавес. В домашнем театре последний раз в своей жизни выступал великий актер Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) – основатель русского реалистического театра.

В 1863 году он приехал на гастроли в Крым. Здоровье его было очень расстроено, но надеялся здесь полечиться. По приглашению Воронцовых Щепкин приехал из Ялты во дворец, чтобы выступить перед их гостями, среди которых надеялся найти протекцию для встречи с царицей, с нею он хотел поговорить о тяжелом положении артистической молодежи того времени. Во время выступления Щепкину стало плохо. Через некоторое время он скончался в Ялте, где и был похоронен, а затем его останки были перевезены в Москву.

В 1896 году во дворце пел Шаляпин, играл Рахманинов. В 80-х годах ставилась сцена «В корчме» из оперы «Борис Годунов» артистами Мамонтовской оперы. Среди деятелей культуры прошлого, бывавших во дворце в 80-х г XIX века, особенно следует отметить украинского поэта-демократа Руданского Степана Васильевича. Он работал в Ялте уездным врачом. Но ни врачебная практика, ни литературная деятельность не обеспечивали Руданскому необходимого прожиточного минимума, и он вынужден был одно время работать личным врачом у Воронцовых. И, можно предположить, что сопоставление роскошной жизни вельмож, подобных Воронцовым, с жизнью трудового народа давало поэту богатый материал для создания сатирических произведений на эту тему.

Дворец окружен прекрасным парком, который тоже создавался в 1-ой половине 19 века под руководством талантливого садовника Кебаха. Но, чтобы выдержать характер северного замка-дворца, здесь решили устроить зимний сад.

В зимнем саду росли нежные теплолюбивые растения, которые не переносили даже южной зимы и должны были расти под крышей. В настоящее время здесь представлены редкие араукарии, высокие с развесистыми ветвями и нежной хвоей, — родина остров Норфольк возле Австралии. Из этих же краев и саговник отогнутолистый. Поднимающийся по стенам фикус-репенс ползучий (родина Япония, Китай) – растение, сохранившееся с 1-ой пол. 19 века.

Беломраморная скульптура — традиционное украшение садов и парков. Она прекрасно сочетается с пышной зеленью растений, с зеркальной гладью парковых водоемов и со сверканием фонтанов.

В центре, у фонтана, три копии, исполненные русскими мастерами 1-ой пол. 19 века. «Аполлон Бельведерский» – копия с Леохара (греческий скульптор 4 в. до н.э.). Отличается тонкой пластикой копия с работы греческого скульптора 3 в. до н.э Дойдалса «Афродита купающаяся». Неизвестного автора – «Урания» – муза астрономии. Здесь же произведение французского скульптора Л. Маркеста «Первые шаги», изображающие мать и начинающего ходить ребенка, и «Девочка» итальянского скульптора 1-ой пол. 19 века Квинтилиана Корбеллини.

Скульптурные портреты вдоль южной стены – работы западноевропейских скульпторов 18-19 веков.

Автором немецкой школы Иоганном Эстеррейхом (1747-1801) правдиво исполнен портрет императрицы Екатерины II (1729-1796). Его отличает тонкое мастерство передачи в мраморе ажурных кружев, горностаевого меха, завитых волос и других деталей.

Французский скульптор Дени Фуатье (1793-1863), известен во Франции своими работами в духе классицизма, украшающими сад Тюильри и церковь св. Мадлены в Париже. Он же автор многочисленных скульптурных портретов. Портреты Воронцовых исполнены им в Париже в 1821 году. В портрете Семена Романовича Воронцова (1744-1832) наблюдательный художник сумел передать индивидуальные черты и благородство русского аристократа. Портреты Михаила Семеновича и Елизаветы Ксаверьевны исполнены в классических традициях, лица их значительно идеализированы.

Пожалуй, самым выразительным скульптурным портретом этой небольшой галереи является «Портрет Вильяма Питта-младшего» (1757-1806) – английского премьер-министра конца 18 — начала 19 века работы Иосифа Ноллекенса (1737-1822) Ноллекенс принадлежит к числу тех английских скульпторов, которые в 18 веке обратились к реалистическому изображению своих современников. В данном произведении автор реалистично и убедительно показал гордого и надменного английского лорда.

Самое величественное помещение дворца. В этом зале прекрасно найдены пропорции: соотношение длины, высоты и ширины. Масса света льется из огромного окна-эркера и окон-дверей, расположенных по обеим его сторонам.

Внутренняя отделка Парадной столовой, как и Вестибюля — наиболее яркая ориентация на английские дворцовые интерьеры 16 века. Широко использовано в украшении резное дерево. Отделка потолка, напоминающего средневековые готические своды, более декоративна, чем в Вестибюле и заканчивается висячими резными замками. Тонкой резьбой украшены перила балкончика для музыкантов, соединяющегося мостиком со служебным корпусом.

Светло-коричневый тон дерева хорошо гармонирует с оливковым цветом стен и придает интерьеру строгое, торжественное звучание.

Четыре панно французского художника Гюбера Робера (1733-1808) большого мастера монументального архитектурного пейзажа – неотъемлемая часть отделки стен Парадной столовой. Во время строительства дворца они были наглухо закреплены в резные рамы. Эти декоративные произведения, с их сдержанным коричневато-зеленоватым колоритом, с вертикалами обелисков, тополей и кипарисов, с руинами античных архитектурных памятников, романтической полуфантастической природой гармонично вписались в интерьер. Лучшие из них «Базилика» и «Терраса», датированные 1802 годом, отличаются замечательной передачей воздушной среды и перспективы, мягким колоритом.

Между двумя диабазовыми каминами устроен из того же материала фонтан, обработанный в виде камина. Здесь мы еще раз встречаемся с замечательной работой резчиков по камню, тонко исполнивших башенки, фланкирующие зубчатый карниз фонтана и другие украшения. Внутри фонтан отделан майоликовыми плитами.

Обстановка парадной столовой выдержана в характере ее отделки. Парадно и торжественно сверкают зеркальным блеском полировки обеденные столы красного дерева с массивными, художественно выполненными подстольями английской работы 1-ой половины 19 века.

Богатством декоративной отделки отличается сервант с ножками, исполненными в виде мощных львиных лап, с завитками, украшенных стилизованными листьями пальмы и аканта по краю столешницы. Единое целое с сервантом представляет открытый винный погребец со свинцовым покрытием для охлаждения вин.

Среди бронзы, украшающей столовую, самые интересные экспонаты – канделябры, отделанные уральским малахитом, где можно отметить и тонкую работу, и красивое сочетание бронзы с яркой зеленью камня.

Принципы отделки этого помещения те же, что в вестибюле и столовой: ориентация на английские дворцовые интерьеры 16 века. Комната предназначалась для игр и развлечений. Бильярдный стол выполнен из красного дерева английской фирмой «Барроу и Уотт» в середине 19 века. Гарнитур орехового дерева (диван, стол, стулья) с инкрустацией металлом и резьбой – английской работы середины 19 века.

Во дворцах 18 — первой половины 19 века, как правило, имелись коллекции живописи. Иногда для них устраивались специальные картинные галереи, чаще же картины размещались в парадных залах.

Стены бильярдной были удобны для размещения живописных полотен, поэтому здесь они представлены в большом количестве. Это произведения западноевропейских художников разных времен и школ.

Прежде всего, обращают на себя внимание два больших натюрморта кисти фламандского художника 18 века Петера Снейерса (1681-1752). Своими монументальными размерами, динамикой композиции и красочной декоративностью они очень характерны для фламандской школы этого времени, а также для творчества самого художника. Натюрморты написаны с большой любовью и мастерством, так живо, что в «Кладовой овощей» мы как бы ощущаем сочность капусты, шелковистость луковиц, отмечаем, как искусно передана фактура различных материалов: звонкий с ярким блеском металл медного таза, рядом с ним тусклая, хрупкая керамика кувшина. «Кладовая рыб» интересна своей динамичной композицией, звучным колоритом и скульптурной передачей рыб.

В центре над камином работа итальянского художника Венецианской школы 18 века Бернардо Белотто (1720-1730) «Пирна. Верхние ворота». Художник много работал в Польше и Германии. Перед нами — один из его немецких архитектурных пейзажей с суровым и мрачным средневековым замком и контрастирующей с ним скромной улочкой.

«Политик» – произведение английского художника Уильяма Хоггарта (1697-1764). Это живописная работа выдающегося художника-реалиста своего времени. Автор сатирических картин, он бичевал нравы буржуазии. В «Политике» высмеивается купец мистер Тибсон, стремящийся прославиться как знаток политики. Читая газету, он ничего не хочет замечать вокруг, даже горящую на своей голове шляпу, которую он нечаянно поджег свечой. Полотно написано в свободной манере, очень живо.

«Мужской портрет» Ф.Поурбуса-старшего (1545-1581) – одно из лучших произведений живописи в этом зале. В нем с реалистичной глубиной передан характер умного волевого человека. Мастерски написано лицо, исполненное в тонкой цветовой гамме, выразительны серьезные проницательные глаза.

Голландская живопись в 17 веке достигла своего наивысшего расцвета. Она отличалась демократичностью, правдивостью и высоким художественным мастерством. Представленный в экспозиции «Портрет женщины в черном» написан в 1664 году в лучших реалистических традициях этой школы.

Природа Алупки отличается контрастами. Если ее северная гористая часть сурова, статична, что сказалось на архитектуре фасадов дворца, обращенных к ней, то южная часть города (местности) совсем иного характера – пейзаж ее динамичен, ярок по колориту. Здесь открываются необъятные морские просторы, воды которых искрятся на солнце и переливаются всеми цветами радуги. А над морем, до самого горизонта, — беспредельная небесная голубизна. Пышная растительность содержит массу цветущих экзотов.

Весь пейзаж, полный мажорного звучания, подсказывает иные формы архитектуры, нежели в северо-западной части дворца. Э. Блор находит удачное решение, обратившись к нарядным формам и светлому колориту индо-мусульманского зодчества 16-17 веков, сочетая их с мотивами английского Тюдоровского стиля. Причем, такое сочетание в истории развития архитектуры не случайно: в ряде форм и элементов готики можно уловить сходство с формами восточного зодчества. Европа познакомилась с арабской архитектурой еще до возникновения готической – во время крестовых походов – и заимствовала у арабов арки и башни в виде минаретов.

Вдохновленный такими превосходными произведениями индо-мусульманского зодчества как знаменитый мавзолей Тадж-Махал в Агре, мавзолей Хумайюна в Дели или сказочный дворец Альгамбра в Гренаде, архитектор создает Южный фасад. Он в Алупкинском дворцовом комплексе – еще один столь характерный для романтического зодчества новый аспект архитектуры, дающий представление о каком-то восточном дворце, вызывающий ассоциации с индо-мусульманскими мечетями 16-17 веков.

Здесь открывается огромный портал, навершие которого фланкировано башенками, напоминающими минареты. Глубокая полуциркульная ниша в два этажа высотой обрамлена резной подковообразной аркой, ее сводчатый потолок украшен резьбой по алебастру.

Восточный характер центрального портала подчеркивает надпись по фризу ниши на арабском языке: «И нет победителя, кроме аллаха».

Типичная деталь восточной архитектуры – веранды, опоясывающие весь южный фасад вместе с Шуваловским корпусом, а также широкий вынос крыши над карнизом, украшенный резными свесами. Эти детали играют важную функциональную роль защиты помещений от зноя и слепящего солнечного света.

Особую нарядность этой части дворца придают ажурные решетки веранд и балюстрад. В декор тонких металлических колонн, ритмично повторяющихся по фасаду от китайского кабинета до столового корпуса, вплетен стилизованный цветок индийского лотоса. Присутствие форм этого цветка в декоре архитектуры Южного фасада усиливает ее связь с местной экзотической флорой.

Благодаря своему асимметричному силуэту – стремящимся ввысь деталям, дворец с южной стороны органически вписывается в панораму Алупки. А горизонтальное размещение корпусов всего дворцового комплекса, его изломанная линия, как бы повторяющая линию горной гряды, местный камень диабаз, из которого построены все корпуса, окружение экзотической растительностью, делают весь дворцово-парковый ансамбль неотъемлемой частью крымского горного пейзажа, гармонически сливающегося с ним.

От дворца в сторону моря ведет диабазовая лестница, украшенная мраморными скульптурами львов, выполненными в мастерской итальянского скульптора Бонанни. Лучший из них – «Спящий лев». Скульптор великолепно изваял это могучее животное в состоянии абсолютного покоя, каждая черточка в нем дышит жизнью, расслаблены мускулы, все в нем выражает наслаждение сладким сном.

Рядом – «Лев проснувшийся», готовый зарычать. Следующая пара – «Поднимающиеся» и «Рычащие львы», несущие охрану у входа во дворец.

Вокруг дворца – обширный парк, представляющий собой произведение высокого садово-паркового искусства (он заслуживает отдельного рассмотрения). Парк делится на две части: верхний и нижний. Верхний парк – пейзажный. Разбивая его, садовники стремились к тому, чтобы он был похож на лес. Южная часть дворца обращена к нижнему парку, который построен по принципу регулярных итальянских парков. Здесь во всем видна искусная рука садовника: и в расстановке растительности, и в фигурной ее стрижке. У самого дворца парк украшают художественно выполненные из белого мрамора каскадные фонтаны, декоративные вазы.

Библиотечный корпус строился специально для библиотеки Воронцова, которая создавалась на протяжении десятков лет, передавалась из поколения в поколение и насчитывала свыше 25 тысяч книг. Содержание библиотеки широко и многогранно, она носит энциклопедический характер. Кроме книг на русском языке, здесь масса книг на иностранных языках: английском, французском, итальянском и др.

Библиотека характеризует Воронцова как практического деятеля, отчетливо понимающего значение глубоких теоретических знаний для практики. В библиотеке собраны книги по различным отраслям науки и производства (по медицине, овцеводству, пароходству, виноделию, судопроизводству). Мемуары, книги по философии, истории, естествознанию, политике, справочники, каталоги, отчеты, уставы, своды законов, архивы хранятся в этой библиотеке. Она довольно полно отображает состояние не только русской, но и европейской культуры середины 19 века. Осмотр библиотеки не предусмотрен, это фонды музея.

Почему стоит обязательно посетить Воронцовский дворец в Алупке?

Алупкинский дворец — сложное и интересное явление в архитектуре. Построенный из местного материала руками крепостных камнерезов, он стал неотъемлемой частью южнобережного пейзажа. Сопоставление с другими усадебными комплексами России и Украины, а также Западной Европы первой половины 19 века позволяет с полным основанием считать его выдающимся памятником дворцово-парковой архитектуры.

Адрес: Россия, республика Крым, Алупка, ш. Дворцовое, 18
Дата постройки: 1840 год
Архитектор: Фурасов П.И.
Координаты: 57°19"07.5"N 43°06"40.4"E

Содержание:

Краткая история

Шикарный дворец, названный Воронцовским в честь графа Воронцова М.С., - это уникальное сооружение, ставшее воплощением эпохи Романтизма. Расположен он на полуострове Крым в городе Алупка.

Начало его возведения датируется 1828 годом, когда генерал-губернатор Воронцов, ответственный за Новороссийский край, выбрал место строительства будущего главного здания и вбил на нем колышки. Однако появился дворец не быстро – на его возведение ушло целых 20 лет.

Изначально проект будущего Воронцовского дворца разрабатывался в стиле строгой классики, а трудился над ним известный итальянский зодчий по имени Франческо Боффо и его коллега из Англии Томас Харрисон.

1829 год стал началом воплощения их совместного проекта в жизнь, и по мере окончания всех подготовительных работ сразу же был заложен фундамент и сделана первая кладка. Однако вскоре случилась неприятная неожиданность – в разгар подготовки рабочих чертежей умер архитектор Харрисон.

Чтобы строительство шло своим чередом, Боффо был нужен новый напарник. Им стал Эдуард Блор – молодой архитектор, работающий по романтическому направлению английской архитектуры.

Каменная лестница с беломраморными скульптурами львов

Почему же граф Воронцов выбрал именно его и решил внести изменения в проект будущего дворца в крымской Алупке? Дело в том, что в те годы он находился в Англии, и его впечатлила местная архитектура и новые веяния моды на строительство зданий. Поэтому граф пересмотрел уже разработанный проект и доверил новому архитектору скорректировать его так, чтобы результатом работы стал настоящий замок, сочетающий в себе строгость английской архитектуры и роскошь, присущую индийским дворцам.

И вот с 1832 года строительные работы по возведению Воронцовского дворца в Крыму уже ведутся по обновленному проекту, но без искажения ранее пройденных этапов. Выполнение всех работ было возложено на самых лучших умельцев – каменотесов, лепщиков, резчиков по камню и дереву, художников, мебельщиков и других тружеников, со всей ответственностью подходивших к доверенным им заказам. В итоге строительство дворца обошлось Воронцову в 9 млн рублей .

Слева направо: парадная столовая, зимний сад

Планировка Воронцовского дворца

Весь дворцовый комплекс, возведенный по заказу Воронцова, представлен несколькими солидными корпусами, обозначенными как:

  • центральный;
  • столовый;
  • гостевой;
  • библиотечный;
  • хозяйственный.

Корпус, предназначенный для приема гостей, впоследствии назвали Шуваловским, поскольку в его правой части находилась комната дочери Воронцова, ставшей после замужества графиней Шуваловой.

Северный фасад главного корпуса

Как ни странно, строительство дворца начиналось с возведения столового корпуса, и на эти работы ушло 4 года (с 1830 по 1834 гг.). На строительство центрального корпуса ушло 6 лет – 1831 – 1837 годы. С 1841 по 1842 годы велись работы по строительству бильярдной, дополнившей здание столовой. На возведение гостевого корпуса, всех башен, хозяйственных построек, флигелей и оформление Парадного двора также потребовалось немало времени (это были 1838 – 1844 годы). И, наконец, к дворцовому комплексу присоединился корпус библиотеки, построенный с 1842 по 1846 годы.

Украшением центральной лестницы стали скульптуры львов, изготовление которых было поручено итальянскому мастеру Джованни Боннани . А завершался весь роскошный дворцовый ансамбль львиной террасой, то есть множеством фигур львов.

Справа - Часовая башня

Особенности архитектуры Воронцовского дворца

Воронцовский дворец, ставший в середине XIX столетия украшением Алупки в Крыму, был своего рода инновацией, нарушившей некоторые архитектурно-строительные принципы. Корпусы дворцовых ансамблей в те времена было принято располагать в строгой геометрической группировке, однако архитектор Блор отступил от этого правила и все сооружения, входящие в состав Воронцовского дворца, распределил на местности так, что они стояли по направлению с запада на восток, как бы в соответствии с движением гор. Такой подход позволил всем постройкам гармонично вписаться в местный ландшафт – Воронцовский дворцовый комплекс нашел свое место на крымских просторах.

Перемещаясь от корпуса к корпусу, можно наглядно отследить этапы развития архитектуры средневековья, начиная с ее самых ранних форм и заканчивая традициями XVI столетия.

Шуваловский корпус

Однако упор при разработке проектов всех сооружений все-таки делался на английский стиль. Чем же так привлекателен Воронцовский замок в Крыму? Его особенностью является внешний вид, напоминающий замок-крепость из древних VIII – XI столетий . Попадая на двор хозяйственных корпусов, невольно натыкаешься на глухие стены и попадаешь в замкнутые пространства, а при попытке пробраться к центральному корпусу оказываешься в окружении сторожевых башен круглой формы. Далее общее впечатление неприступности дополняют узкие окна-бойницы и высокие стены грубой кладки. Но неожиданно появляется ажурный висячий мост, изготовленный из чугуна, и вносит праздничную нотку в эту суровую композицию. И так по мере удаления от арки западного въезда всё более проявляются признаки архитектуры следующих эпох.

Башни западного входа

Перебравшись по ажурному мостику и избавившись от ощущения замкнутости, можно оказаться в Парадном дворике, из которого открывается вид на гору Ай-Петри. Но это не просто вид – это своеобразная картина, ведь пейзаж как бы ограничен архитектурной рамкой, представленной часовой башней, восточным флигелем и подпорной стеной с фонтаном.

Интересна и архитектура главного корпуса Воронцовского дворца в Крыму. Его стены выдвинуты из плоскости на разных уровнях, как того требует английский стиль Тюдор. Центральная часть украшена парадным входом и оформлена выступами эркеров и боковыми ризалитами. Крышами башен служат луковичные купола. Северный фасад здания декорирован узкими полуколонками-многогранниками, венцами которых являются пинакли (декоративные верхушки).

Молельня

Изящные пинакли и зубцы, купола и дымовые трубы, украшенные навершиями цветочной формы, сглаживают грубость каменной фактуры стен и их массивной клади.

Рассматривая резные украшения из камня, которыми оформлен Воронцовский дворец, стоит отметить их ярко выраженное сходство с некоторыми элементами западного и восточного зодчества. Так, настоящие знатоки архитектуры сразу замечают готические дымовые трубы и минареты мечети, и именно такая совместимая несовместимость делает дворцовый комплекс особенным. Особенно остро это сходство ощущается по мере перемещения к южному фасаду корпуса, наименованного главным. В лучах солнца его очертания кажутся необычными, причудливыми.

Слева направо: парадная столовая, зимний сад, главный корпус

Но основным мотивом оформления дворца являются арки самой разнообразной формы – они и пологие, и килевидные, и подковообразные, и стрельчатые. А увидеть их можно везде, начиная от балюстрады балконов и заканчивая убранством портала южного входа в Воронцовский дворец. Кроме того, архитектурный ансамбль, возведенный по заказу генерал-губернатора, имеет и свою «изюминку» - это 6 одинаковых строк на арабском языке, свидетельствующих о том, что победителем является только аллах. Увидеть надпись можно в нише, декорированной тюдоровским цветком и индийским лотосом .

Описание парка, окружающего Воронцовский дворец

В годы строительства дворца велись и работы по закладке прилегающего парка. Но если на возведение Воронцовского дворца ушло два десятка лет, то работы по созданию парка не прекращаются и по сей день. На территории площадью 40 га гармонично уживаются самые разнообразные растения, свезенные со всего мира.

Шуваловский проезд с видом на ажурный мостик

В целом придворцовый парк подразделяется на Верхний и Нижний. Верхний парк оформлен несколькими полянами – Каштановой, Контрастной, Солнечной. И каждая из них примечательна своими деревьями (сосна итальянская, платан восточный, тис ягодный, кедр гималайский, араукария чилийская, или обезьянье дерево и др.). Кроме того, на территории Верхнего парка находится Лебединое озеро, на котором действительно живут эти прекрасные птицы, Верхнее и Зеркальное озера и водопад.

В Нижнем парке в окружении красивейших и редчайших представителей флоры стоит небольшой чайный домик, которым в свое время пользовалась семья Воронцова для проведения праздников на берегу моря. Тогда это место часто освещалось салютами и фейерверками.

Шуваловский проезд с видом на западные ворота

Находясь здесь, можно действительно прочувствовать атмосферу праздника, ведь неспроста архитектор выбрал место для строительства домика именно здесь. Окруженный множеством уникальных растений, он создает ощущения пребывания в сказке, поскольку вся территория Нижнего парка располагает к созданию феерического настроения. А оформлена нижняя часть Воронцовского парка в Крыму в итальянском стиле регулярного парка.

Использование комплекса Воронцовского дворца в разные годы

С 1990 года Воронцовский дворец в Алупке стал дворцово-парковым музеем-заповедником . Несколько интересных экспозиций расположены в девяти парадных залах. Благодаря их содержанию все желающие могут ознакомиться с укладом графской семьи, проживавшей во дворце до Октябрьской революции, и характером интерьеров дворца.

В 1823 году генерал-губернатором Новороссийского края, в состав которого в то время входил Крым, становится герой Отечественной войны 1812 года граф Михаил Семенович Воронцов. Развитие Крыма многим обязано этому волевому и энергичному человеку. Под его началом строится шоссе на южном берегу Крыма, бурное развитие получает аграрная и особенно винодельческая отрасль, стремительно растет количество промышленных предприятий. В 1828 году начинается история черноморского пароходства. В эти же годы граф активно скупает земли у местного татарского населения и мечтает о создании своего дворца.

Строительство дворца продолжалось в течение 20 лет.

После смерти в 1829 году Томаса Хариссона в 1831 году граф Воронцов неожиданно распоряжается остановить строительство дворца и кардинально изменить стиль неоклассический стиль дворца. Граф приглашает одного из талантливейшего архитектора того времени — Эдварда Блора. По задумке архитектора дворец строится в стиле английской готики. В этом же году начинается строительство главного корпуса. Строительным материалом для возведения стен послужил диабаз – горная порода вулканического происхождения, которая в несколько раз крепче гранита. Залежи этого камня в изобилии находятся рядом. Диабаз очень трудно подвергается обработке, но графа Воронцова это не останавливает, ведь он был богатейшим человеком в стране и под его началом трудилось более 60000 крепостных. В земляных работах принимал участие даже саперный батальон, солдаты которого трудились на сооружении террас с южной стороны фасада.


Интересный факт: архитектор Блор ни разу не побывал на строительной площадке. Все представление о рельефе местности он получил с многочисленных рисунков и гравюр.

В 1948 году строительство дворца подошло к концу. Воронцовский дворец состоит из пяти корпусов, украшенных башнями, которые соединяются между собой разнообразными переходами, лестницами и двориками. Архитектору удалось органически вписать вытянутые с запада на восток корпуса в горный ландшафт местности. Внешне дворец очень сильно напоминает родовой феодальный замок в Англии.

Интерьеры дворца

Роскошью своей отделки интерьеры Воронцовского дворца ничем не уступает Ливадийскому дворцу. Отделка комнат почти полностью сохранилась. Каждое помещение, а их всего около 150, имеет выполнено в персональном стиле. Материалы, которые были использованы в отделке, нашли свое отражение в названиях комнат. Китайский кабинет отделан тончайшей рисовой соломкой, элементы декора вышиты бисером и шелком. Отделка Ситцевой комнаты искусно выполнена именно из этой ткани. Самым светлым помещением Воронцовского дворца является Голубая гостиная, изюминкой которой является орнамент из лепнины в виде лепестков и листьев. Всего их около трех тысяч и каждый из них не похож на другой. Отдельным шедевром архитектурного искусства являются камины дворца. В каждой комнате они неповторимы и исполнены из различных материалов.

Алупкинский парк

Воронцовский дворец находится на территории Алупкинского парка, который является жемчужиной ландшафтного дизайна. Создавал этот шедевр Главный садовник Южного берега Крыма Карл Антонович Кебах в течении 25 лет. Парк раскинулся на площади 40 гектар. Здесь произрастает больше двухсот видов растений, которые были завезены из регионов Северной и Южной Америки, Средиземноморья. Территориально делится на Верхний и Нижний парки. Парк устроен таким образом, что он дополняет местную природу. На территории парка искусственно созданы три водоема.

Интересный факт: Для украшения дна Лебединого озера граф Воронцов заказал 20 мешков полудрагоценных камней, которые были доставлены на корабле. В солнечную погоду они создавали непередаваемую по красоте игру света.

Достопримечательностью парка является груды камней из застывшей магмы, выброшенные вулканом еще в незапамятные времена, получившие названия «Большой хаос» и «Малый хаос». Также в парке построено большое количество фонтанов.




поляна в парке




Интересные факты о Воронцовском дворце

Дворцом владели три поколения семьи Воронцовых. Стоимость разбивки парки выше в два раза строительства самого дворца. На содержание парка в 1910 ходу тратилось до 36000 рублей, огромная сумма по тем временам. Воронцовский дворец – одно из первых зданий в России, где для комфорта проживания были сооружены канализация и водопровод. С 1921 года в дворцовом комплексе функционирует музей. Лишь после Великой отечественной войны около 10 лет территория Воронцовского дворца являлась секретным объектом и здесь находилась дача для партийного руководства. Во время проведения Ялтинской конференции в феврале 1945 года в Воронцовском дворце жила английская делегация во главе с У.Черчиллем. С ним связана любопытная история, которая произошла во время прогулки по парку Черчилля и Сталина. Дело в том, что лестница со стороны фасада, который обращен к морю, украшена скульптурами стерегущих львов. Черчиллю, которому очень понравилась скульптура спящего льва, сказал, что он похож на него самого и предложил Сталину выкупить его. На это предложение Сталин ответил отказом, но предложил Черчиллю, если тот ответит на его вопрос правильно, то Сталин подарит спящего льва. «Какой палец на руке является главным?» — такой был вопрос Сталина. Черчилль ответил «Конечно же указательный». «Неправильно» — ответил Сталин и скрутил фигуру из пальцев, которая в народе называется кукиш.



Воронцовский дворец расположен в г. Алупка (Крым) у подножия горы Ай-Петри.

Построен из диабаза, который добывался неподалеку. В настоящее время во дворце находится музей. При Воронцовском дворце находится парк - памятник садово-паркового искусства. С декабря 1824 года по апрель 1851-го Воронцовский парк в Алупке создавал талантливый немецкий садовод-ботаник, главный садовник Южного берега Крыма - Карл Антонович Кебах.

Архитектура дворца

Воронцовский дворец строился по новым (по сравнению с классицизмом) архитектурно-строительным принципам. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно рельефу гор, благодаря чему дворец очень органично вписался в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ.

Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Расположение элементов идет от западных ворот - чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки.

Английский стиль органично сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме Аллаха».

История постройки

Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова.

Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдварда Блора. Архитектор в Алупку не приезжал, но он был хорошо осведомлен о рельефе местности. Кроме того, фундаменты и первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса уже были готовы (начинал дворец строиться по другому проекту - архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона).

В строительстве дворца использовался в основном труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Все работы производились вручную, примитивными инструментами.

Сооружение дворца началось со столового корпуса (1830-1834 годы). Центральный корпус возводился в 1831-1837 годах. В 1841-1842 годах к столовой была пристроена бильярдная. В 1838-1844 годах строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся Парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус (1842 - 1846 годы).

Самый большой объём земляных работ был осуществлен с 1840 по 1848 год с помощью солдат саперного батальона, которые соорудили террасы парка перед южным фасадом дворца.

Летом 1848 года на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцово-паркового ансамбля.

История дворца после постройки

До Октябрьской революции Воронцовский дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых.

После прихода Советской власти Воронцовский дворец был национализирован.

В середине 1921 года Воронцовский дворец открылся как музей.

В 1941 году началась Великая отечественная война. Эвакуировать экспонаты музея из Алупки, как впрочем и из многих других музеев Крыма не успели. Дважды музей подвергался угрозе разрушения, и оба раза спасал его старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Оккупанты вывезли много художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. Об этом подробно написано в книге написанной по воспоминаниям Щеколдина "О чем молчат львы".

С 4 по 11 февраля 1945 года, во время Ялтинской конференции, Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем.

С 1945 по 1955 годы он использовался в качестве государственной дачи.

В 1956 году по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей.

С 1990 года - Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.

Интерьеры дворца

Парадные интерьеры дворца почти полностью сохранили свою первоначальную отделку. Каждая из комнат индивидуальна, имеет только ей присущий колорит, отразившийся в названиях: Китайский кабинет, Ситцевая комната, Зимний сад, Голубая гостиная. Оформление Парадной столовой напоминает убранство рыцарских залов в средневековых замках. Она украшена богатейшей резьбой по дереву и четырьмя монументальными панно известного французского художника Юбера Робера (1733-1808).

Алупкинский парк

Шедевр садово-паркового искусства - Алупкинский парк. Его создатель - садовник-ботаник Карл Антонович Кебах (1799-1851) занимался планировкой и посадками растений в парке более четверти века. Парк являясь парком-памятником общегосударственного значения, входит в экспозиционную часть музейной территории, которая в общей сложности составляет 361 913 м².

Экспозиции музея

В настоящее время в Алупкинском музее существует несколько постоянных экспозиций. Девять парадных залов знакомят с бытом первых владельцев дворца и характером дворцовых интерьеров 30-40-х годов XIX века. В бывшем гостевом корпусе работает стационарная выставка «Фамильная галерея Воронцовых». В отдельных залах экспонируется «Дар профессора В.Н. Голубева» (русский и советский авангард), живопись Я. А. Басова «Поэзия пейзажа», художественные выставки «Украинская живопись», «Вдыхая розы аромат» (цветы в живописи). В парковом павильоне «Чайный домик» - выставки «Карты крымского полуострова», «Воронцовы и русские адмиралы», «Морские баталии» XVIII-XIX вв.".

В 2007 году в Шуваловском флигеле открыта новая музейная экспозиция «Дом графа А. П. Шувалова». В её основе - не выставлявшиеся ранее предметы убранства и личные вещи Воронцовых, Шуваловых, Воронцовых-Дашковых. В интерьерах дома представлены произведения искусства, отражающие стилевые особенности жилых помещений дворцов середины XVIII века.

Собрание Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника составляет почти 27 тысяч экспонатов основного фонда, a мемориальная библиотека М. С. Воронцова насчитывает более 10 тысяч книг.

Одна из картин музея - «Портрет князя Григория Потемкина» кисти Левицкого - подарена ему бароном Фальц-Фейном.

Воронцовский дворец в кинематографе

Территория дворца и прилегающего парка часто используется при съемках фильмов. Среди самых известных работ:

  1. 1961 - «Алые паруса»
  2. 1964 - «Обыкновенное чудо»
  3. 1964 - «Гамлет»
  4. 1972 - «Печки-лавочки»
  5. 1976 - «Небесные ласточки»
  6. 1986 - «Путешествие пана Кляксы»
  7. 2003 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  8. 2008 - «Сафо»
  9. 2009 - «Гамлет. XXI век»
  10. 2014 - «Беловодье.Тайна затерянной страны»
  11. 2015 - «Беловодье. Источник познания»

Воронцовские дворцы в других городах

  • Воронцовский дворец в Одессе
  • Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге
  • Воронцовский дворец в Тифлисе
  • Воронцовский дворец в Симферополе
Загрузка...