Туристический портал - Yunnanlife

На машине в швецию. Путешествие на машине по Скандинавии (Швеция, Норвегия, Дания и Финляндия)

Окно в Европу: путешествие из Москвы в Стокгольм на Audi Q5

2018 год станет знаковым для России не только благодаря проведению Чемпионата мира по футболу. Он, по сути, второй раз в истории откроет «московитам» «окно в Европу». Грядущее завершение строительства трассы М11 обещает новую - сладкую жизнь российским поклонникам автопутешествий и значительное изменение приоритетов при выборе европейских маршрутов.

текст: Владимир Маккавеев / 13.04.2018

С каждым годом европейские автовояжи становятся все более популярным «отпускопровождением» среди автомобилистов европейской части России. Но долгожданное открытие трассы М11 в этом году обещает дать новый качественный и количественный толчок в этом направлении, сделав путешествия в Европу на порядок комфортнее, быстрее и безопаснее. Если еще в прошлом году, особенно во времена реверсивного ремонта моста через р. Полисть под Чудово, только на то, чтобы добраться из Москвы до Северной столицы, уходило 10–12 часов, то после открытия «платки» М11 на всем ее протяжении за это время теоретически можно будет дехать едва ли не до Хельсинки. Удовольствие, конечно, будет недешевое (хотя финального ценника пока нет), но, во-первых, при желании можно будет сэкономить от 20 до 60%, обзаведясь «автодоровским» транспондером, во-вторых, 669 километровый путь по скоростной трассе от МКАДа до КАДа вполне реально будет преодолеть всего за 5,5–6 часов. За КАДом, правда, все равно придется еще 2–2,5 часа пилить оставшиеся 175 км по не слишком приятной и весьма опасной двухполосной трассе «Скандинавия», до реконструкции которой пока еще далеко. Но зато, выехав из Москвы в будний день в 6–7 утра, вы легко сможете уже после обеда вдохнуть полной грудью «санкционный» воздух Евросоюза, избавившись от необходимости ночевать в Выборге и окрестностях. На пограничном КПП «Торфяновка» уже сейчас прогнозируют некоторое временное перераспределение трафика после открытия М11, но в будни он не столь значительный, чтобы катастрофически сказаться на времени путешествия. Если с умом подойти к выбору даты и времени старта, часа на границу хватит за глаза.

До 2018 года, вернее до грядущего открытия трассы М11, затраты времени на путешествия из Москвы в Западную Европу по южному (через Брест в Германию) и северному (через Выборг в Швецию) маршрутам были практически идентичны. Дорога до Бреста, особенно в ее белорусском сегменте, была куда быстрее и комфортнее питерской трассы. Но все портили брестская граница (с тех пор как жителям приграничных областей разрешили ежедневно, а не раз в неделю, как прежде, мотаться в Польшу, к Варшавскому мосту выстроилась нескончаемая очередь табачных и топливных коммерсантов) и унылая «двухполоска», собирающая на своем пути все населенные пункты от Бяла-Подляски до Варшавы и скоростной берлинской трассы Е30. А на северном маршруте выматывала душу «старая Ленинградка» с ее нескончаемыми населенными пунктами и ремонтами.

Теперь все должно быть иначе. 8–9 часов от МКАДа, и вы уже будете на границе Финляндии, от которой до Хельсинки рукой подать. В отличие от российского участка, в Суоми трасса «Скандинавия» почти полностью достроена (осталось доделать лишь небольшой отрезок у самой границы), так что 190 км до Хельсинки, даже с учетом жестких скоростных ограничений, без проблем можно преодолеть за пару часов. Впрочем, не спешите! За полсотни километров до финской столицы сверните с автобана налево - в сторону Порвоо, и вы будете приятно удивлены пейзажами одного из старейших городов Финляндии, смутно знакомыми советским кинозрителям по снимавшейся здесь комедии Леонида Гайдая «За спичками» с Евгением Леоновым и Вячеславом Невинным в главных ролях.


Улочки старого Порвоо знакомы нам по комедии Гайдая.

Этот городок - своеобразный финский компромисс между мегаполисом и деревней. Душевная атмосфера и неспешный ритм жизни сочетаются с модными галереями, бутиками и ресторанами высокой кухни. И, конечно, здесь берегут подлинную старину. Не монументальную, но такую камерную и милую, что в небольшом Старом городе вы надолго застрянете с фотоаппаратом. Даже кафедральный собор XV века - небольшое и, по церковным меркам, весьма скромное здание. Его сила притяжения в очаровании. Соборная площадь, кстати, - идеальное место для парковки. Не забудьте только положить под стекло обязательные картонные «часы», которые продаются на любой заправке: как и почти везде в Финляндии, парковка тут ограничена по времени в соответствии с инструкциями на знаках: вы сами устанавливаете время прибытия посредством «часов», которые необходимо положить под лобовое стекло. Вверх от площади по переулку Коулукуя отходят Чертовы ступени природной каменной лестницы. А в сторону центра ведут те самые улочки, на которых разворачивались основные действия комедии Гайдая: на углу сохранился ресторан Wanha Laamanni (сегодня это лучший ресторан города), в котором пил кофе Партонен, когда Ватонен и Ихолайнен пытались угнать у него лошадь. Большая часть Старого города застроена деревянными домиками ярких расцветок. А обрамляют набережную реки Порвоонйоки красно-коричневые торговые склады средних веков.



В Порвоо несколько небольших отелей, где можно отдохнуть после долгого пути и насладиться атмосферой старой Финляндии, чтобы наутро отправиться дальше на запад - в Хельсинки.


Кафедральный собор - жемчужина финской столицы.

Крепость Суоменлинна защищает фарватер на входе в гавань Хельсинки.

Столица Суоми красива в своей ценральной части, особенно впечатляет ее лютеранский кафедеральный собор, но на фоне других европейских столиц - скучновата. Часовой прогулки вполне достаточно, чтобы проникнуться ее духом. Но поскольку паромы в Стокгольм отходят лишь ближе к вечеру, можно успеть сплавать на островную крепость Суоменлинна - построенный еще шведами морской форпост, на протяжении многих веков прикрывающий фарватеры Гельсингфорса. Добраться туда на туристическом катере можно минут за 20, предварительно пристроив машину на платной парковке в порту или на многоуровневом паркинге у паромного терминала «Олимпия». Увы, сразу загнать ее в чрево парома не получится.



Променад Tallink: «улица» из магазинов и ресторанов.

Морские гиганты компаний Viking и Tallink Silja хоть и пребывают из Стокгольма утром, грузиться начинают лишь за полтора часа до отплытия. Цены, с учетом динамического ценообразования, в принципе сопоставимы (каюта на 1–4 человек и перевозка автомобиля - от 112/158 евро), с той только разницей, что паромы Viking несколько меньше и аскетичнее, в то время как 13 палубные гиганты Silja Symphony и Silja Serenade с их внутренними променадами - настоящие плавучие города Балтики. Выйдя из Хельсинки в 17:00/17:30, в 9:45/10:00 паромы Tallink Silja и Viking уже швартуются у причалов Стокгольма. Терминал Tallink находится чуть дальше от центра, нежели порт шведского Viking, но если вы путешествуете на автомобиле и планируете не только погулять по центру, но и поездить по окрестностям шведской столицы, это даже удобнее.

В отличие от Хельсинки, в Стокгольме и его предместьях есть что посмотреть, так что тут стоит провести минимум 2–3 дня. Для начала можно прокатиться по резиденциям шведского короля: в замок Грипсхольм (70 км от центра) и в находящийся на окраине столицы дворец Дроттнингхольм. Обе королевских резиденции открыты для публики и отлично приспособлены для автомобильных путешественников, располагая огромными бесплатными гостевыми парковками.












В центре Стокгольма припарковаться куда сложнее, но тоже вполне по силам: отправляясь в Старый город, машину лучше всего пристроить на брусчатке набережной Скеппсброн (только не забудьте вдоволь накормить паркомат посредством своей кредитной карты из расчета 45 крон в час). Культовые достопримечательности острова Юргорден - музеи Северных стран, Астрид Линдгрен, корабля «Васа» и группы ABBA - также имеют небольшие платные парковки, но мест на них катастрофически не хватает, поэтому совет: отправляясь на охоту за стокгольмскими впечатлениями, приезжайте на Юргорден минут за 20 до открытия музеев и припаркуетесь без проблем, избавив себя от лишней головной боли. Полдня до обратного парома в Хельсинки на «эмоциональное разграбление» музеев Юргордена вам вполне хватит, тем более что до знакомого уже терминала Tallink Silja с острова ехать каких-то 10–15 минут.



Замок Грипсхольм - загородная резиденция шведского короля.

Королевский дворец Дроттнингхольм.




Калькулятор путешествия

Виза 35 €
Стоимость отеля/апартаментов от 80/110* €
Средний счет в ресторане от 30/40* €
Cтоимость топлива 1,45/1,51* €
Средний расход топлива 9,8 л/100 км
Протяженность маршрута 1105 км
Общее время в пути (в одну сторону, не включая паром) 16:28 ч
Паромная переправа (Viking/Tallink Silja) от 112/158 €
Макс. разрешенная скорость 120 км/ч
Макс. допустимый уровень алкоголя в крови до 0,5/0,2* промилле
*Финляндия / Швеция

Итак, февраль 2016 года, решение принято, едем на триатлон в Швецию с дальнейшим путешествием в Норвегию. В наличии автомобиль Лада Гранта, лифтбек, выпуска 2015 года, приобреталась в салоне на Хилокской, пробег чуть больше 20000 км, около 150000 рублей сбережений и кредитная карта с лимитом 250000 рублей.


Честно говоря, я сначала сильно сомневался. А стоит ли ехать в Норвегию? Что там такого, чего я не видел на Кольском? Могут ли там быть горы красивее Памира или Кавказа? Фотографии в чужих отчетах вроде и красивые, но не потрясающие. Но откуда тогда такой восторг у всех посетивших? Почему существует целый клан «норвегнутых», которые возвращаются туда снова и снова? Ну все равно в середине лета вариантов не много. На юге жара. На западе одни города, а хочется природы, восток - цена на авиабилеты отбивает всякое желание путешествовать, либо за весь отпуск не вылезать из-за руля автомобиля. Была не была! Решено! Едем смотреть фьорды и искать троллей!


Маршрут: Москва - Таллин - паром - Стокгольм - Мальмё - Колдинг (Дания) - Амстердам (три часа) - Барле-Нассау (Бельгия/Нидерланды) - Кольмар (Франция) Швейцария Лихтенштейн Австрия (транзитом за один день) - Оберсдорф (неделя в Альпах) - Чешски Крумлов - Карловы Вары - Прага - Нюрнберг - Реймс - Париж/Версаль - Мон-Сен-Мишель - Довиль - Руан - Брюгге - Копенгаген - Стокгольм - паром - Пярну - Псков - Москва. Нам захотелось просто путешествовать чуть дальше чем за 100 км от дома. Долой покупные туры, когда весь маршрут и все гостиницы прописаны в договоре и по большому счёту все прогнозируемо и предсказуемо! Даёшь свободу выбора и дух авантюризма!


После долгих обсуждений родился, с одной стороны, компромиссный, а с другой, многогранно расширенный маршрут: через Карелию до СЛокеана, потом обратно через Финляндию, Швецию и Норвегию с посещением трех столиц. Маршрут обещал быть настолько интересным, что довод о бюджете поездки куда-то сразу затерялся. Низкобюджетная поездка по Карелии превратилась в путешествие по одним из самых дорогих стран (или по самым дорогим?) и без того недешевой Европы. Предполагаемые затраты были помножены амбициозными путешественниками на два.


Маршрут: СПб - Турку - паром - Стокгольм - Люсьефьорд - Ставангер - Хардангер фьорд. Страны: Финляндия, Швеция, Норвегия. Поездка в Норвегию на «июньские праздники» становится доброй традицией. В этот раз курс на южную и центральную часть по самым популярным туристическим местам. Форматом поездки выбран «бомж-тур», что заметно отразилось на условиях отдыха, но никак не повлияло на полученные впечатления.


Самые волшебные затеи приходят случайно. Например, по дороге из супермаркета в тоскливый зимний вечер. Так и произошло на этот раз. Пробки и серое питерское небо вдруг заставили задуматься о побеге в какие-то далекие и сказочные края. Например, по ту сторону Балтийского моря. А что там? Ведь близко, но так незнакомо. В такой ситуации главное - иметь рядом человека, понимающего тебя с полуслова и разделяющего твои подчас бредовущие идеи. И фантазия начала свой полет… Так, так, а что мы знаем о географии Балтики? Да, Петербург, да, во многом известная и близкая Финляндия. А ведь есть еще Швеция, страны Прибалтики, Польша. А там и самый европейский кусочек России - Калининград, куда давно зовет в гости подруга. Ага, с Балтийским морем все, с большего, понятно. А как ехать? Откуда начать? А рядом есть еще и Норвегия, северная страна викингов, посетить надо - однозначно!


Этим летом мы решили отправиться в наше третье путешествие по Европе, на этот раз маршрут был проложен вокруг Балтийского моря - давно хотелось посетить Скандинавские страны и посмотреть Прибалтику. Виза была ещё с прошлого года, для въезда снова сделали зелёную карту и медицинские страховки (которые никто нигде не проверил). Для движения по европейским дорогам у нас есть навигатор ТомТом модель Start 25. В этот раз, учитывая, что едем все-таки на север, к обычным вещам, которые всегда берем в такие путешествия, добавились осенние куртки. И, как потом оказалось, не напрасно.

В России многие хотели бы жить, как в Европе. При этом часто россияне имеют слабое представление о том, как устроена жизнь в стране, с которой хотят брать пример. Постараемся исправить это и расскажем о том, чем живет среднестатистический автомобилист в Стокгольме.

Зачем ехать в Швецию на авто?

Если вы едете в одиночестве или парой, то выгода не слишком очевидна. Но если вас целая семья или компания друзей из четырех-пяти человек, то путешествие на своей машине не кажется таким уж расточительством. Особенно если знать цены на местный общественный транспорт.

Примерно 1 300 рублей в день (в пересчете со шведских крон) стоит дневной билет на все виды ОТ, включая пригородные поезда. Недельный билет – это чуть более 3 000 руб., а месячный – чуть более 10 000 руб. Жилье в центре Стокгольма при этом тоже будет достаточно дорогим, и размещение в пригороде станет неплохой экономией без потери в комфорте. Тем более что шведская природа так хороша, что ограничивать себя рамками города неразумно. В целом, поездка на машине и организация тура с умом дает возможность получить комплексные впечатления от Швеции, не сильно переплачивая.


Дорога

Чем хорошо путешествие из Санкт-Петербурга в Стокгольм, так это тем, что праздник начинается уже в дороге. Да, конечно, для начала вас ждет 300-километровый перегон до Хельсинки, но если грамотно выбрать время поездки, то очередей на границе не будет, а дорога в основном ровная и комфортная. Особенно – в Финляндии. Российская «Скандинавия» ощутимо хуже, потому как узкая и извилистая. Но в целом, если никуда не торопиться, выставить на круиз-контроле комфортную скорость «90» и включить аудиокнингу, то неудобств вы не ощутите.

Паром Viking Line из Хельсинки в Стокгольм отправляется в 5 вечера, поэтому если выбраться из Санкт-Петербурга с утра, то останется время погулять по финской столице. Отправление – прямо из самого центра, с живописной набережной, а приезжать стоит, конечно же, заранее. Небольшая очередь – и машины уже загружены в трюм. Лично для меня было открытием то, что их никак не фиксируют на палубе – в силу размера судна качка на нем практически нулевая, и достаточно поставить машину на ручник.


На пароме – бары, рестораны и, конечно же, огромный Duty free с выбором скандинавских товаров. Каждому свое, а мы подметили отличную коллекцию сортов крафтового пива из Швеции и Аландских островов. Включая, скажем, почти неохмеленный сорт, сваренный по рецепту 19 века. На вкус так себе, но опыт интересный.


Но не стоит усердствовать с алкоголем, если вы за рулем! Ведь при разгрузке парома в Стокгольме первые, кого вы увидите – это вежливые, но строгие полицейские, протягивающие вам трубочку алкотестера. Что происходит с теми, кто не проходит тест, я спросить постеснялся. Уверен, что ничего хорошего.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Автопарк

Думаю, вас не удивит тот факт, что в Швеции очень много Volvo. Как правило – вполне современных, 2000-х годов: S60 и S80 обоих поколений, вся линейка кроссоверов, малыши C30… Ожидаемо больше, чем в России, практичных и солидных бизнес-универсалов V70. «Чемоданов» из 80-х и 90-х в окрестностях столицы практически не наблюдалось – есть подозрение, что их гораздо больше в дальней провинции, но мы туда не добрались.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Практически нет Саабов, хотя еще 12 лет назад в Стокгольме едва ли не на каждом углу стояли старенькие, но ухоженные классические 900-ки. Теперь тут не встретишь не то что «классику», но даже 900 второго поколения или 9000. Пожалуй, что в Санкт-Петербурге они встречаются в потоке куда чаще. Относительно свежие 9-3 и 9-5 попадаются регулярно, но в целом Saab в родной Швеции уже практически «ушедшая натура».

По остальным маркам ситуация вполне типичная для Европы. «Немцы», «французы», «итальянцы»… Ощутимо меньше, чем , заметны следы азиатской экспансии – и японские, и корейские машины в Стокгольме увидишь нечасто.

Дороги

Впечатления от организации дорожного движения в шведской столице остались двойственные. Местным жителям, хорошо знакомым с реалиями, тут наверняка весьма комфортно. Водителю оставляют минимум пространства для самостоятельной трактовки дорожной обстановки: для поворотов налево обычно есть выделенные полосы, все идеально размечено, отмечено знаками, в изобилии имеются эстакады, мосты, тоннели и развязки… Но новичку выживать в этих условиях непросто.


Допустим, привыкнуть к упорядоченности движения можно, и со временем это начинает нравиться. Но вот постоянный ремонт дорог в центре города – это беда. Дороги содержатся в идеальном порядке, а транспортная система непрерывно совершенствуется. Поэтому даже зимой несколько важных дорог в Стокгольме были перекрыты. Гугл-навигатор, разумеется, об этом не имел ни малейшего представления и сходил с ума, прокладывая маршруты объезда. Вывод прост: для езды в Стокгольме остро необходима качественная платная навигация с постоянным доступом в Интернет через сим-карту местного оператора. Правда, даже они, по отзывам обитателей шведской столицы, бывают не в курсе внезапных перекрытий. Вероятно, наилучшим вариантом будет два или более навигатора с разными программами – благо смартфон сейчас есть у каждого.

Мы же, не озаботившись навигацией, поначалу совершенно запутались, а выручил нас… русскоязычный таксист. Заметив грустно моргающий «аварийкой» автомобиль с питерскими номерами, он остановился рядом и помог быстро разобраться, куда ехать. Примечательно, что шофер, судя по внешности и акценту, был то ли азербайджанцем, то ли турком. Но при этом – безукоризненно вежливым, опрятным и доброжелательным. Что ж, как видите, мигранты бывают очень разными.

В Швеции есть платные дороги. В частности, платить нужно за въезд в стокгольмский центр. Система оплаты – удобная. Заводишь аккаунт на сайте, вводишь номер машины и номер банковской карты… Деньги за каждый въезд списываются автоматически.


Правда, судя по всему, российские номера система читать не умеет – во всяком случае, денег с моей карты так и не списали. Аборигены подтверждают: система относительно новая, и работает так себе. То, что не читает наши номера – еще полбеды. Больше неприятностей доставляют финны – если буквенно-цифровая комбинация номера финского водителя совпадает со шведским и отличается только «регионом» (FIN вместо S), то квитанция может прийти шведу. Такая вот несправедливость.

Про уборку улиц от снега, к сожалению, сказать можно мало чего, потому что во время нашего пребывания в Швеции снег почти не шел, и температура была околонулевой. Правда, по отзывам местных, основные дороги шведы предпочитают поливать реагентами. Гранитная крошка, любимая финнами, используется только на маленьких дорожках в поселках. Центр Стокгольма обычно очищен до асфальта, в отличие от Хельсинки с его укатанным снегом. Все это отражается на состоянии машин – в Швеции они в среднем гораздо грязнее, чем в Финляндии.

Нравы

Сказать про шведский водительский менталитет, что он «спокойный» – не сказать ничего. Шведы – просто чемпионы по выдержке, и им можно только позавидовать. Прочувствовать полностью это удалось сразу же по прибытии. Попав с парома прямо в центр Стокгольма, неместный водитель неминуемо тупит. Схемы организации движения, как было уже сказано выше, весьма мудреные. Знаки по большей части знакомые, а вот со светофорами вышла заминка.

Подъехав к очередному перекрестку, я увидел привычную российскому глазу дополнительную секцию слева от основного светофора. «Ага, придется подождать, пока она не загорится, чтобы повернуть налево», — подумал я. Но вот зеленый сменился на красный, и снова на зеленый, а дополнительная секция так и осталась темной. За это время сзади скопилась целая очередь – хоть кто-нибудь бы погудел, поморгал или высунулся из окна! Нет, сидят, невозмутимо ждут. Что ж, повернул налево безо всякой секции, и лишь потом от местного жителя узнал, что она вообще предназначена для велосипедистов.

Шведы в среднем кажутся даже еще более уравновешенными, чем их нордические соседи финны. Во всяком случае, в Хельсинки я удостоился и бибиканья, и недовольных размахиваний руками, когда запутался на парковке.


Впрочем, нельзя сказать, что безгрешны абсолютно все. Доводилось видеть пару лихачей, и даже на больших внедорожниках. На номера специально смотрел – нет-нет, не русские, а самые что ни на есть шведские. Возможно, что за рулем сидели соотечественники – многие иммигранты из России продолжают жить по традициям Родины, покупая дорогущие машины в кредит, едва накопив на минимальный первоначальный взнос.

Если перевести местные зарплаты в рубли по курсу, то получится, что уборщица вполне может рассчитывать на 150 000 рублей после уплаты налогов, а квалифицированный инженер или программист – на 300 000 и более. При всей дороговизне жизни (аренда скромной однушки в 30 км от Стокгольма – 60 000 в месяц) автомобили все же более доступны, чем в России.

Правда, очень высокие налоги на содержание мощных авто часто приводят к совершенно трагикомическим ситуациям. Например, когда семья русских, купив себе Audi A8 и получив первую квитанцию за транспортный налог, приходит в ужас и начинает посменно таксовать (!) после работы, поступив на работу в Uber. А затем приходит в еще больший ужас, когда узнает, сколько нужно заплатить налогов за предпринимательскую деятельность… В самых запущенных случаях роскошные машины по полмесяца стоят во дворе без движения, потому что после оплаты кредитов и налогов не хватает на бензин, но гордость не позволяет избавиться от непосильной покупки.

Парковка

Как и в случае с дорогами, организация парковочного пространства в Стокгольме и окрестностях не оставляет водителю много выбора. В России, как правило, разрешено стоять везде, где это не запрещено. В Швеции – все наоборот. Запрещено оставлять машину везде, где это не разрешено специальными знаками и разметкой.

Стоит ли говорить, что парковка в Стокгольме платная? Правда, она совсем недорогая по местным меркам, в переводе на нашу валюту – около 140 рублей в час. То есть менее одной тысячной достаточно скромной зарплаты. Паркоматы в основной массе принимают банковские карты, что достаточно удобно. Правда, интерфейс на некоторых аппаратах – строго на шведском, а кнопочек много. Пришлось воспользоваться методом научного тыка и, после нескольких бесплодных попыток, получить-таки желаемое. Удобно и то, что можно оплатить не ровный час, а просто внести определенную сумму и получить «некруглое» количество парковочных минут.

Все это позволяет шведам достаточно жестко регламентировать правила парковки. В местечке Туллинге, где мы провели несколько январских дней, по мнению местных жителей, парковочная ситуация близка к катастрофической. Катастрофа по-шведски выглядит так, что все ранее выделенные под машины места в «часы пик» заняты почти на 100%. Местные думают, как бы расширить пространство, чтобы всегда хватало гостям. Идею строительства многоэтажного паркинга уже отвергли – испортится шикарный вид на лес.

При этом никакие «парковочные войны» с драками и «бронированием» мест блокираторами или пустыми коробками в Туллинге невозможны по определению. Пришлый автомобилист не может занять место резидента. Количество мест для владельцев или арендаторов квартир четко рассчитано исходя из числа жильцов, и хотя места не персональные, они отмечены знаком «Аренда». Естественно, места платные. Для дополнительного удобства в домах на первых этажах оборудованы гаражи, используемые частенько для хранения велосипедов, колясок и прочего инвентаря.

Специальные гостевые места имеются: они соответствующим образом обозначены, и также являются платными (тариф значительно меньше, чем в центре Стокгольма). Но не все так плохо! Если ты гость и приехал ненадолго, то первые 24 часа можешь стоять бесплатно на обочине. Если стоишь дольше, то жди штрафную квитанцию примерно на 4 000, если пересчитать в рубли по курсу.

Нарушителей здесь почти нет – шведы давно поняли, что в законопослушном обществе жить значительно проще. Впрочем, среди приезжих встречаются настоящие «беспредельщики». Как вспоминают старожилы, был один автомобилист с праворульной машиной на британских номерах – он нарушал покой обитателей Туллинге в течение трех месяцев. Ставил свой спортивный автомобиль где попало и штрафов не платил. Штрафы уходили куда-то в Британию.


Полицейские, поняв, что квитанции не действуют, несколько раз обклеивали нарушителя «позорными» желтыми стикерами (почти как наши «стопхамовцы»). Но в конце концов приехал эвакуатор и достаточно варварски затащил машину на платформу лебедкой. Больше нарушителя с Туманного Альбиона в этих краях не видывали.

***

Вместо заключения хочется слегка расстроить наших «зеленых» фантазеров-урбанистов, которые стремятся наладить в российских мегаполисах жизнь «как в Европе». Чтобы жить, как в Европе, желательно для начала купить машину времени, отмотать примерно на период хрущевской оттепели, уже тогда открыть границы, сменить командную экономику на рыночную, впустить западный капитал и начать автомобилизацию населения. Ну а еще – не допустить массовой застройки городских окраин, расселив горожан в малоэтажных пригородах.

С тем же городским ландшафтом, что мы имеем в Москве или Петербурге, жить по-европейски мы не сможем никогда. Даже если в одночасье поменяем свой менталитет на уравновешенный шведский и перестанем нарушать ПДД.

Королевство Швеция, или как мы ее называем просто Швеция – удивительная и сказочная страна, крупнейшая на Скандинавском полуострове. Совершить путешествие по Швеции, наверное, хотел бы каждый, но находит немало причин отставить эту затею только в своих мечтах. А тем более путешествие на машине в одну из северных стран Европы, но все же, отправляемся в путешествие по Швеции.


Добраться до Швеции можно двумя способами – это проехать по дорогам через Финляндию или отправиться паромом в Стокгольм. Описывать маршрут поездки по дорогам до Стокгольма я не буду, не думаю, что таким маршрутом кто-то ездит, это очень долго. А вот паром – это другое дело. Есть два варианта добираться паромом. Первый – это доехать на машине до Хельсинки и там сесть на паром и второй — из Питера напрямую до Стокгольма.

Из Санкт-Петербурга до Стокгольма необходимо выбрать паром, например компания «St.Peter Line» осуществляет прямой рейс. Это российская компания, где весь персонал на пароме разговаривает на русском языке. Так же удобно на таком пароме начинать путешествие за день до открытия визы, например, на паром сесть второго числа, а шенген откроется только третьего. Находясь на пароме, вы находитесь на территории Российской Федерации. Время в пути парома составляет почти сутки. Время отправления и время прибытия практически совпадает, но при путешествии теряется два часа. Если паром отправился из Санкт-Петербурга в 18-00, то и прибудет в Стокгольм 18-00 следующего дня, а время в Стокгольме отстает от московского на 2 часа. Регистрация на паром начинается примерно за четыре часа до отправления. Можно кому-то одному зарегистрироваться, ходить всем не обязательно. Таможня проходится быстро, декларации у туристов, как правило, не спрашивают, а машину досматривают символически. Во время поездки машины закрываются, поэтому не забывайте вещи, которые необходимы во время поездки на пароме.

При бронировании билетов на паром необходимо брать автопакет для машины плюс каюта для водителя и пассажиров. Если назад возвращаетесь тоже паромом, то сразу же позаботьтесь о брони и на обратный путь. Обычно в стоимость билета входит шведский стол. В каюте имеется душ, туалет, стол, стул и двухъярусная кровать. На пароме имеется детская комната, концертный зал. Здесь можно послушать живую музыку, выпить чашку чая с видом на море.

Время на проход таможни на шведской стороне уходит 10 — 15 минут. Таможенник сам берет паспорта и ставит печать. Вот и все. Добро пожаловать в Швецию!

Сервисы для туристов, которые позволят сэкономить или получить больше за те же деньги:

  • Aviadiscounter – метапоисковик дешевых авиабилетов по всем источникам, информация о распродажах авиакомпаний;
  • – путешествие начинается с выбора выгодной страховки, сервис позволяет найти лучший вариант под ваши требования;

Written on Июнь 3, 2012 – 20:25 | by MipH |

Рассказ про поездку 14 людей на 5 машинах в шведский горнолыжный курорт Оре из Москвы на новогодние каникулы 2012. Через Ригу, в новогоднюю ночь мы провели на пароме в Стокгольм. Увлекательное путешествие. Почти 4 дня туда, 3 обратно и 2 недели там. Я один успел съездить на денек в норвежский город Тронхейм, пока остальные катались на снегоходах по замерзшему озеру и снежным сопкам.

Вы можете найти все подробные отчеты, сделанные мною во время поездки и после, включая видео, по . Здесь же я постарался тезисно привести основные моменты и ссылки о поездке.

Машины

Ездили в 5 машин: Subaru Legacy (3литра, полный привод, «липучки»), Subaru Tribeca(3литра, полный привод, шипы), Honda Accord (2,5 литра, «липучки»), Nissan Qashqai (не знаю, но 2 литра, кажется мне, шипы), VW (1,4 литра, турбо, «липучки» 3-го сезона).

Радовались расходу топлива на Гольфе. В какой-то момент я «опускал» его до 5,7 литров при равномерном движении по трассе на скорости около 80 (2 человека + шмотки). В остальных случаях расход держался в районе 6 — 6,5 (скорость 100-130). Учитывая стоимость бензина в 75 рублей такой расход был большим плюсом.

Из Стокгольма выезжали в очень сложных погодных условиях: была ночь и все заваливало сильным мокрым снегом. Чем севернее, тем больше мокрый превращался в обычный. На трассе первым едущий Субарик Трибека иногда разгонялся до 120 по GPS, и это было стремно, потому что мой автомобиль легкий, к тому же только с передним приводом и на не самой свежей резине, с трудом разгребал всю ту кашу и сугробы на дороге на таких скоростях. Так что попросил ограничиться на 100 по GPS. А вот полноприводный Легаси, кажется, чувствовал себя «в своей тарелке». В остальном было очень комфортно на небольшом турбомоторчике за этими трехлитровыми монстрами.

Сложно по городам ездить колонной в 5 машин, потому что на светофорах не всегда успеваешь, будучи 5-м, проскочить (кажется, 4 подряд светофора я пролезал уже на желто-красный).

Единственное, что раздосадовало в процессе движения, это изношенная передняя резина, особенно средняя часть протектора (такое бывает при перекачке, но я несколько раз проверял и казалось, что давление в норме), где глубина за поездку стала менее 5мм и постоянные пробуксовки на каше или снегу стали напрягать. А как я ехал ранним утром, когда начался московский снегопад, под 130км/ч, мне даже страшно стало уже после, когда я увидел износ передних покрышек.

Кстати, в Швеции по большей части дороги ничем не заливают, а лишь своевременно чистят и в городах на сложных подъемах засыпают каменной крошкой. Поэтому там всегда чисто и, что важно, красиво. А вот при въезде в Норвегию я сразу попал на грязную залитую реагентами трассу. Правда, все это быстро засыпал снегопад, так что на обратном пути я уже плевался от снега =)

Информация по визе

— шенгенская виза через консульство Швеции: http://www.swedenabroad.com/Page____78583.aspx
— инструкции по заполнению анкет: http://www.swedenabroad.com/Page____49156.aspx (блок справа «Файлы близкой тематики»)
— билеты на : Центр услуг http://www.77msk.ru
— проживание (апарт-отел Brunkulla): PAC Group http://www.pac.ru (можно воспользоваться прямым оператором http://www.skistar.com/ru/are/)
— медицинская страховка (РОСНО): http://www.ozon.travel/insurance/
— green card (РОСНО, но не ранее, чем за месяц до поездки и только в офисе)
— фотографии: Фирма Плюс 7 http://maps.yandex.ru/sprav/1128637485/

Сдача паспорта:
— в 9.30 в посольстве на подаче документов был уже 45! и это только 14 ноября; кого-то принимают 5 минут, а кого-то 30… Простоял полтора часа, мест сидячих мало. После 10:00 приходящих почти не было (всего номерки добрались до 55, кажется). Чем ближе к НГ, тем больше людей будет по словам охраны.
— при себе лучше иметь ровно 1400 на сбор, может не быть сдачи, тогда вас просто отправят в «магазин разменивать».

Получение паспорта:
— получение паспорта с 16 до 17. В 15.50 на улице уже очередь из почти всех людей, кто хочет забрать документы в этот день. Поэтому приезжать на 30 минут раньше открытия и мерзнуть на улице в ожидании, или приехать ровно в 16 и подождать полчаса внутри — решить вам (после 16 практически никто не приходил). 20 человек забрали документы за полчаса (это помимо других людей типа курьеров или «бизнес», у которых свои очереди).

Едем туда

4 дня пути и мы на месте (день+ночь — Беларусь, ночь + утро по Латвии, день в риге, ночь в пароме, день в Стокгольме, вечер + ночь — до мотеля, утро и немного дня — до местра назначения в Are, Швеция). Сложная , почти 3300 километров от Москвы (включая паром), много эмоций, сложная в Швеции в снегопад, а потом и в гололед, долгие попытки найти мотель на ночевку (надо было где-то переночевать по дороге в ночь с 1 на 2 января, не было мест или дорого), экскурсия по Стокгольму.

Да много всего, сложно и не нужно, наверное, что-то писать. Кому-то может быть интересно, какова была новогодняя ночь на пароме. Не знаю, в 10 по местному мы встретили «по Москве», а до 12 настоящего я не дотянул, отрубился, ибо после бессонных 2х суток пути (в Риге оказались в полдень где-то, было время лишь на покушать и передохнуть). Могу сказать, что такой способ встретить , безусловно, лучше застолья перед телевизором, а то и в одиночестве, но второй раз я бы подумал, стоит ли, если вы некомпанейский человек или вас утомляют длительные гулянки, а в новогоднюю ночь шум стоял до утра.

Мы простояли почти 8 часов на границе Беларуси и Латвии. Это было что-то! Ни туалетов, ни разъяснений, все очень медленно, пару пунктов пропуска транспорта. Если у латышей еще все цивилизованно, то у беларусов настоящий совок и ничего иного не скажешь. Хотя латыши, кажется, тормозили больше. Но там и сервис лучше, удобные «уборные», все освещается, везде разъясняющие таблички.

Стокгольм

Скажу честно, ехать за городом ночью красивее и приятнее в целом, чем днем. Потому что в дневное время зимой все серое, где-то есть снег, а где-то его нет. И кругом одни поля да АЗС, ничего интересного. (речь идет про автомагистраль)

Кстати, в городе есть подземные автодороги, точнее, они проходят под домами, что существенно облегчает передвижение. Интересное и компактное решение. Дорогу эту можно отличить разве что п въезду и выезду, а так просто дома стоят и все. Для путешествия по городу удобно сесть в специальный туристический автобус, они катают по 3, кажется, маршрутам, внутри можно взять наушники и на русском послушать о проезжаемых достопримечательностях.

Рассказывали (ну и наблюдали мы), что в городе сохранились деревянные дома (история). Их запрещено сносить и перестраивать, а владельцев обязывают поддерживать в хорошем состоянии. Забота о туристической привлекательности. В остальном обычный европейский городок, в котором, как неоднократно оказалось, какие-то больше проблемы с выходом из подземных парковок своим ходом, а не на машине (неочевидно, где выход). Снега зимой в этом сезоне нет вообще.

Апартаменты Brunkulla

Жили в апартаменты Brunkulla почти в центре городка Are (Village), во все стороны идя можно дойти до подъемников, но как же это сложно делать утром, неся все на себе, а иногда еще и в горку, пока дойдешь, пропотеешь весь. Мне не доводилось жить в таких хороших апартах, но и опыт у меня скромный, всего 2 раза. Большая гостинная и 4 комнаты на 2 человека каждая. В большой прихожей под скамейкой специальные гибкие шланги, которые необходимо засовывать в ботинки, чтобы те за ночь просохли. Рядом стоит большой сушильный шкаф для вещей (обогрев и вентиляция быстро сушат мокрые шмотки после каталки или стирки). 2 полноценные комнаты с туалетами и душем, в одной из которых финская сауна, которую почти каждый вечер кто-то использует.

На кухне есть все: холодильник, кофеварка, микроволоновка, посудомоечная машинка, тостер, чайники и все посуда, вытяжка. В здании 3 этажа, лифт, парковка под окнами и бесплатная.

Много окон, тепло и уютно. У второй восьмерки людей окна выходят на то самое озеро, из-за гор за которым по утрам выглядывает солнце. Есть интернет за 500 рублей на неделю по wi-fi, который мы частично делим между остальным через раздачу с ноутбуков. Везде подогреваемые полы, пылесос, швабра и все остальные принадлежности. Большой плазменный телевизор.

Не знаю, но мне кажется, что тут один большой супермаркет прямо на железнодорожной станции на весь город; как и писалось в путеводителях, алкоголь продают только в одном специальном магазине. Цены «адские» на все. Утром приехали на склон, рядом с которым АЗС. Бензин стоил 14.60 крон. Вечером после каталки уже стоит 14.70, это более 70 рублей.

P.S. в новогоднюю ночь случился курьез: заготовленные новогодние подарки остались в машине, которая стояла на парковочной палубе, к которой доступ по время движения был закрыт. Пришлось как-то неказисто раздавать позже. Тоже получил несколько подарочков, приятно. Я редко участвую в каких-то праздненствах и редко получаю подарки.

P.P.S. Александр О., мой шеф, можно сказать, и техдиректор нашей компании, кричавший последние полгода, как он будет всегда впереди меня на всех склонах (в контексте, что уровень его катания очень высок, а я тут привязался лох какой-то 😉), в итоге меня даже и не видит, потому что я или по лесам, или он со своими девочками мешкается на склонах, пока мы укатываем куда-то вперед. Ну а про уровень катания говорить… Ну да, за 2 года чему-то научился, но зачем об этом говорить, каждому хватает столько, сколько нужно, кому-то больше, кому-то меньше. Уверен, и я бы лучше катал, будь у меня больше сил, больше мышц, больше выносливости. Но у меня ровно то, что есть, и я этим стараюсь по максимуму пользоваться.

Тронхейм

По итогу кто-то сказал, что больше не вернется в Швецию: соотношение цена-качество не в пользу шведов. Я же могу сказать, что если отбросить эту составляющую вопроса, то место достаточно хорошее и, что более важно, душевное. Поэтому я бы вернулся, даже, я бы сказал, что очень хотел бы вернуться. Душевно, немного людей, нет толпы и очередей, красивая северная природа, особенно в ясную погоду.

Загрузка...