Туристический портал - Yunnanlife

Атолл мидуэй. Сражение у атолла мидуэй Сражение у атолла мидуэй карта

Аннотация издательства:

В книге дается описание боевых действий американских подводных лодок во второй мировой войне, главным образом на Тихом океане. Подробно говорится об одиночных и групповых действиях лодок против торгового флота Японии, а также действиях против ее боевых кораблей. Рассматриваются тактические приемы подводных лодок по использованию торпедного оружия, постановка мин, выполнение специальных заданий и другие вопросы. Русское издание книги рассчитано на офицеров и адмиралов военно-морского флота.

Разделы этой страницы:

Весной 1942 года некоторое время главный японский штаб был занят одним спорным вопросом: следует ли занять Австралию, двигаясь вдоль восточного побережья Новой Гвинеи, мимо Соломоновых островов и островов Новые Гебриды, или же укрепить оборонительную линию между островами Уэйк и Гилберта, захватив Мидуэй в центральной части Тихого океана и западную часть Алеутских островов на крайнем севере.

Различные группировки офицерского состава Японии приводили очень много доводов в защиту и того и другого предложения. Действия в южной части Тихого океана одобряли те, кто хотел сохранить Филиппинские острова и Голландскую Ост-Индию или продвинувшимися до Рабаула силами продолжать (без особого труда) вытеснять из южной части Тихого океана уже ослабленные силы союзников и тем самым прервать американо-австралийскую линию снабжения.

Небезызвестный адмирал Ямамото стоял за захват острова Мидуэй и Алеутских островов. С одной стороны, укрепление японской линии обороны в средней части Тихого океана ослабило бы угрозу воздушных рейдов, которое совершали самолеты на Токио, и усилило бы прикрытие Японии от американских подводных лодок. С другой стороны, вопрос снабжения и передвижения в южной части Тихого океана становился чрезвычайно сложным. Наступление на Австралию удлиняло коммуникации, а это, в свою очередь, означало увеличение числа потребных транспортных судов.

Между тем время не ждало. После рейдов на Лаэ и порт Саламоа значительные американские морские силы сосредоточились на островах Новые Гебриды, где на островах Эфат и Эспириту-Санто были созданы базы. С этих баз и действовали два оперативных соединения военно-морского флота США. Одним командовал контр-адмирал Фитч, а другим - контр-адмирал Флетчер. В состав каждого соединения входили авианосцы, по два крейсера и эскадренные миноносцы.

Попытка совершить рейд на Рабаул и стремительные атаки на японские базы на Новой Гвинее заставили японцев решить вопрос в пользу южного варианта войны на Тихом океане. В начале апреля японские ударные войска высадились в северной части группы Соломоновых островов, где создали базу для гидросамолетов на острове Тулаги (в восточной части группы). Одновременно была произведена атака на порт Морсби в юго-восточной части Новой Гвинеи. Японские войска накапливались в Рабауле (остров Новая Британия) и в городе Буи (остров Бугенвиль). На островах Трук (группа Каролинских островов) в полной готовности находилась значительная морская группировка сил. Сопровождаемые тремя крейсерами, двумя эскадренными миноносцами и авианосцем «Сёхо», войсковые транспорты должны были прибыть к месту назначения на Соломоновы острова. Ударное соединение в составе авианосцев «Секаку» и «Дзуйкаку», двух крейсеров, семи эскадренных миноносцев и танкера должно было обойти восточную часть Соломоновых островов и атаковать надводные силы союзников в Коралловом море.

В результате боя в Коралловом море продвижение японских сил было остановлено. Осведомленный о намерениях противника, верховный главнокомандующий союзными силами приказал оперативным соединениям надводных кораблей вступить в бой. 4 мая авианосец «Йорктаун» взял курс на Соломоновы острова; трижды с его палубы в воздух поднимались самолеты, чтобы нанести японским войскам удары на острове Тулага. Во время этого неожиданного для японцев рейда были уничтожены японский эскадренный миноносец и минный заградитель.

7 мая самолеты с американских авианосцев «Лексингтон» и «Йорктаун» обнаружили недалеко от острова Мизима японский авианосец «Сёхо». Японские истребители типа «Дзэро» поднялись в воздух, чтобы перехватить самолеты противника, а американские пикирующие бомбардировщики сбросили бомбы, которые попали точно в цель. Через несколько секунд японский авианосец загорелся. Американские самолеты-торпедоносцы завершили атаку, и «Сёхо» пошел ко дну, имея на борту 200 человек команды.

Японский конвой начал отходить на север. Однако авианосцы «Секаку» и «Дзуйкаку» уже обошли с восточной стороны Соломоновы острова и находилась в Коралловом море. Японским самолетам под прикрытием облаков удалось неожиданно обнаружить американские силы вблизи острова Мизима. Они атаковали американский эскадренный миноносец «Симе» и танкер «Неосе». В миноносец попало три бомбы, и он через несколько минут затонул, причем из команды были спасены только 13 человек. Танкер получил семь попаданий и также затонул, причем 176 человек из состава его команды погибли.

Весь день и всю ночь с 7 на 8 мая авианосные силы противников маневрировали на большом удалении. Воздушный бой вновь начался утром 8 мая по установлении самолетами-разведчиками обеих сторон местонахождения главных сил противника, и с палуб авианосцев в воздух поднялись самолеты для проведения встречной атаки,

С авианосцев «Лексингтон» и «Йорктаун» поднялось 82 самолета, с палуб японских авианосцев «Дзуйкаку» и «Секаку» - 70 самолетов. Далеко в море эскадрильи самолетов разошлись на дистанции, превышающей дистанцию дальности орудийного выстрела. В 11 час. начался воздушный бой. Самолеты с авианосца «Йорктаун» нанесли удары по авианосцу «Секаку». Две бомбы по 450 кг попали в корабль, разрушили его взлетную палубу и вызвали пожар. Поврежденный авианосец двигался зигзагообразно, стараясь скрыться от самолетов-торпедоносцев. Самолеты с авианосца «Лексингтон», которые атаковали японский авианосец «Дзуйкаку», встретили сильное сопротивление истребителей и зенитной артиллерии; семь американских самолетов было сбито. Бомбы, сброшенные бомбардировщиками, не причинили серьезных повреждений авианосцу, ему удалось также избежать атаки самолетов-торпедоносцев. Очевидно, корабль получил лишь незначительные повреждения.

Прикрытые более темной частью горизонта, японские авианосцы находились в лучшем положении, чем американские, которые были видны на светлой части горизонта. Только большая активность действия группы самолетов-перехватчиков, усиленный зенитный огонь и умелое управление кораблем спасли авианосец «Йорктаун».

«Лексингтон» водоизмещением 33 000 т был больше «йорктауна», и поэтому японские самолеты в первую очередь атаковали его. Из-за неправильно распределенных сил прикрытия большая часть крейсеров сопровождала «йорктуан». В дополнение к этому следует указать, что в результате разделения авианосной группы на две части получилось так, что «Лексингтон» принял на себя основной удар, оказавшись почти без прикрытия.

Японские самолеты-торпедоносцы добились попадания двух торпед в левый борт авианосца «Лексингтон». Через минуту бомба весом 450 кг уничтожила носовую орудийную батарею левого борта: небольшая бомба разорвалась также внутри дымовой трубы корабля, возник пожар на надстройке. Аварийным командам удалось потушить огонь, и авианосец продолжал двигаться. Но бомбы, попавшие в авианосец, разрушили бензопроводы, и в 13 час. скопившиеся пары бензина вызвали взрыв. Огонь распространялся по палубе, приближаясь к артиллерийским погребам. Тогда был отдан приказ покинуть корабль, после чего он был потоплен американским эскадренным миноносцем. Во время пожара и взрыва погибло свыше 200 человек.

В этом бою американцы потеряли авианосец «Лексингтон», два эскадренных миноносца и 66 самолетов. Японцы потеряли авианосец «Сёхо» водоизмещением 12 000 т, один эскадренный миноносец (около острова Тулаги) и 60 самолетов. Сравнивая эти потери, японцы заявляли, что они одержали победу. Но бой в Коралловом море - первое морское сражение в истории, в котором надводные силы противников не видели друг друга, - был большой победой для союзников. Японский план вторжения в порт Морсби был сорван. Япония поняла, что американский флот всего через шесть месяцев после поражения в Пирл-Харборе оказался способным собрать мощные надводные силы в Тихом океане. Японцы потеряли во время боя в Коралловом море значительно больше, чем небольшой авианосец и эскадренный миноносец, - они потеряли свой престиж.

Чтобы восстановить свою репутацию, японский главный штаб обратился к адмиралу Ямамото. В распоряжении Ямамото находилось более ста кораблей, в том числе 11 линейных кораблей и четыре авианосца.

Поддержка подводными лодками операций флота

До мая 1942 года американские подводные лодки (за исключением выполняющих специальные задания) действовали преимущественно самостоятельно в указанных районах против торговых и военных кораблей противника.

Такого рода действия продолжались до конца войны. Но постепенно подводные лодки начали действовать по поддержке сил флота в операциях. Во многих операциях (боях), в которых принимали участие авианосцы и другие надводные корабли, а также в десантных операциях подводные лодки играли большую роль. В этих случаях лодки обычно действовали в одиночку, либо придерживались тактики действия в составе групп.

Когда стало намечаться сражение за остров Мидуэй, все подводные лодки Тихоокеанского флота были призваны оказать поддержку флоту. Впервые подводные лодки, базировавшиеся на Пирл-Харбор, прервали свое патрулирование, чтобы действовать совместно с Тихоокеанским флотом. Во время боя в Яванском море подводные лодки Азиатского флота также взаимодействовали с объединенным союзным флотом АВДА. Но тогда использовались одиночные лодки и главным образом для разведки. В сражении же за остров Мидуэй подводные лодки были призваны действовать как род сил флота. Это было новшество.

После боя в Коралловом море стало ясно, что японцы угрожают, с одной стороны, Алеутским островам, а с другой - острову Мидуэй. К середине мая 1942 года стал ясен и замысел предстоящей атаки. Противник угрожал Датч-Харбору, чтобы отвлечь внимание и нанести главный удар по Мидуэю. Командующий Тихоокеанским флотом подготовил силы обороны для развертывания. На Алеутских островах они были пополнены, а все надводные и воздушные силы, имевшиеся в наличии в центральной части Тихого океана, собраны в районе Гавайских островов. Авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайз» были отозваны из южной части Тихого океана, и «Йорктаун» направлен в Пирл-Харбор для срочного ремонта. В последнюю неделю мая надводный флот, который должен был оборонять Мидуэй, состоял из трех авианосцев, восьми крейсеров и 14 эскадренных миноносцев.

14 мая 25 подводных лодок Тихоокеанского флота получили приказ, которым предписывалось занять позиции в районе острова Мидуэй. Командирам подводных лодок сообщалось, что ожидается вторжение на Мидуэй и что транспорты с десантными войсками противника будут сопровождаться авианосцами, крейсерами и эскадренными миноносцами. Подводные лодки должны были вести разведку, сообщать местонахождение японских кораблей, перехватывать и атаковать их.

В этот период подводные силы Тихоокеанского флота находились в самом благоприятном положении, которого они достигли с начала войны. 12 новых подводных лодок прямо со строительных верфей прибыли в Пирл-Харбор. К моменту начала атаки японцев на острове Мидуэй в распоряжении командующего подводными силами Тихоокеанского флота находилось 29 подводных лодок. Из них только четыре не могли участвовать в сражении за остров Мидуэй. Подводные лодки «Трешер» и «Аргонавт» находились в капитальном ремонте, подводная лодка «Трайтон», возвратившаяся из боевого похода в Восточно-Китайское море, не имела запаса горючего и торпед, а подводной лодке «Силверсайдс» было приказано продолжить патрулирование около входа во внутреннее Японское море в проливе Кии.


Через полгода после атаки на Перл-Харбор Япония начала подготовку к следующей масштабной операции против ВМС США в Тихом океане. Целью японцев было уничтожение авианосцев США и захват стратегически важного атолла Мидуэй, находящегося в равном удалении от Азии и Северной Америки. Но американской разведке удалось расшифровать коды японских шифрограмм, и, в отличии от нападения на Перл-Харбор, этот удар не стал «сюрпризом» для ВМС США, которые получили возможность подготовиться к нападению. 3 июня 1942 года началась битва за Мидуэй. С авианосцев обеих армий, а также и с атолла Мидуэй взлетели боевые самолеты, и преодолев сотни километров, начали бомбардировку и торпедирование во время ожесточенных воздушных сражений. Битва завершилась решительной победой Штатов и позднее стала считаться переломным моментом войны на Тихом океане. За несколько дней военных действий Императорский флот Японии потерял четыре авианосца, 250 самолетов и более 3 тысяч солдат. Потери США составили 307 солдат и 1 авианосец.

В это же время в нескольких тысячах километрах к северу от Мидуэя ударный отряд японского авианосца атаковал Алеутские острова в штате Аляска, провел бомбардировку гавани Датч-Харбор и оккупировал небольшие острова Атту и Киска. Впервые со времен Англо-американской войны 1812-1815 годов территория США была оккупирована. В середине 1943 года американские и канадские войска освободили острова от вражеских войск.

Другие части выпусков про Вторую мировую войну можно увидеть .

(Всего 45 фото)

1. Пикирующий бомбардировщик SBD-3 из 6-й бомбардировочной эскадрильи на взлетной палубе авианосца «Йорктаун». Во время налета на японский авианосец «Акаги» 4 июня 1942 года на борту бомбардировщика находились младший лейтенант Г.Х. Голдсмит и Дж. У. Паттерсон младший. Обратите внимание на поврежденную хвостовую часть бомбардировщика. (U.S. Navy)

2. Авианосец ВМС США "Энтерпрайз" в акватории острова Форд в Перл-Харборе, Гавайи, в конце мая 1942 года. Боевой корабль готовят к битве у атолла Мидуэй. (U.S. Navy)

3. Торпедоносцы TBD-1 стоят на взлетной палубе авианосца «Энтерпрайз» перед вылетом на бомбардировку четырех японских авианосцев в первый день битвы за Мидуэй. Во время атаки на японский флот, которая началась утром 4 июня 1942 года, эскадрилья потеряла 10 из 14-ти самолетов. (U.S. Navy)

5. Истребитель-бомбардировщик Грумман F4F «Уайлдкэт» взлетает с палубы авианосца «Йорктаун», отправляясь на воздушное патрулирование, 4 июня 1942 года. Обратите внимание на зенитный пулемет 50-го калибра (справа) и специальные маты на спасательных тросах, которые предназначены для защиты расчета от осколков. (Photographer Second Class William G. Roy/U.S. Navy)

6. Японский авианосец «Хирю» маневрирует во время бомбардировки, осуществляемой военным самолетом B-17 «Летающая крепость». Сражение у атолла Мидуэй, 4 июня 1942 года. (NARA)

7. Командующий бомбардировочной эскадрильей VB-3 Максвелл Ф. Лесли совершает вынужденную посадку на воду у борта тяжелого крейсера «Астория» после успешной атаки на японский авианосец «Сорю» во время сражения у атолла Мидуэй, 4 июня 1942 года. Лесли и его ведомый П. А. Холмберг были вынуждены приводниться, когда у них закончилось топливо. В это время японские самолеты атаковали авианосец «Йорктаун». Один из вельботов крейсера доставил Лесли и Холмберга на борт. (U.S. Navy)

8. 4 июня 1942 года: шлейф дыма от горящего масляного бака после налета японской авиации на базу «Мидуэй», расположенную на одноименном атолле. Армия США оборудовала на крошечном острове взлетно-посадочную площадку, которая получила значительные повреждения во время бомбардировки, но осталась пригодна для использования. (AP Photo)

9. Самолет VB-8 SBD приземляется на взлетной палубе авианосца «Хорнет», пролетая над головой сигнальщика. Снимок сделан во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

10. Японский штурмовик среди разрывов зенитных снарядов. Снимок сделан во время торпедной атаки на авианосец «Йорктаун», 4 июня 1942 года. В кадр попали не менее трех самолетов. Один из них только что сбросил торпеду, а два других (на заднем плане ближе к центру изображения), очевидно, совершают разворот. На горизонте (справа от центра) дымится упавший самолет. (U.S. Navy)

11. Дымящийся авианосец «Йорктаун», атакованный японским бомбардировщиком во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. (AP Photo/U.S. Navy)

12. 4 июня 1942 года: Сцена на борту авианосца «Йорктаун» вскоре после попадания трех японских бомб. Панорама составлена из двух снимков, сделанных фотографом Уильямом Дж. Роем на взлетной палубе со стороны правого борта. Мужчина с молотком (справа), вероятно, ремонтирует палубу после попадания бомбы. (U.S. Navy)

13. Клубы дыма поднимаются от горящего авианосца «Йорктаун», который был атакован японским бомбардировщиком во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

14. Японский штурмовик, который был сбит при попытке осуществить торпедную атаку авианосца «Йорктаун», 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

15. Истребители ВМС США атакуют японский флот у островов Мидуэй, июнь 1942 года. В центре изображения находится горящий японский корабль. (NARA)

16. Японский авианосец «Сорю» маневрирует во время бомбардировки, осуществляемой военным самолетом B-17 «Летающая крепость». (U.S. Navy)

17. Горящий японский авианосец «Хирю» был сфотографирован с борта самолета вскоре после рассвета, 5 июня 1942 года. «Хирю» затонул несколькими часами позже. Обратите внимание на поврежденную полетную палубу судна. (U.S. Navy)

18. Фотограф ВМС США сделал этот кадр, пролетая в опасной близости от японского тяжёлого крейсера типа «Могами», уничтоженного бомбардировкой в битве за Мидуэй. (AP Photo)

19. Авианосец «Йорктаун» сильно накренился после атаки японских бомбардировщиков и штурмовиков во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. Справа стоит эсминец, который помогает экипажу «Йорктауна» ремонтировать поврежденный авианосец. (AP Photo/U.S. Navy)

20. Члены экипажа идут к поврежденным секциям по полетной палубе накренившегося авианосца «Йорктаун», чтобы оценить степень повреждения судна. (AP Photo/U.S. Navy)

21. 4 июня 1942 года: члены экипажа авианосца «Йорктаун», поврежденного во время японской торпедной атаки, спускаются в шлюпки, которые доставят их на спасательные корабли, в том числе на эсминец (справа). Впоследствии команда вернется на покинутый корабль, который направится в порт и по дороге будет затоплен в результате атаки японской подводной лодки. (AP Photo/US Navy)

22. Американский эсминец «Хэмманн» (на заднем плане), после успешного торпедирования японцами, погружается на дно Тихого океана во время битвы за Мидуэй. «Хэмманн» участвовал в эвакуации экипажа поврежденного авианосца «Йорктаун», который также пострадал во время торпедной атаки и затонул на следующее утро. Экипаж еще одного корабля ВМС США (на переднем плане) готовится спасать выживших. (AP Photo)

23. Американского моряка, раненного во время сражения за Мидуэй, перемещают с одного военного корабля на другой. (LOC)

24. Конвоиры охраняют японских моряков, которые были захвачены в плен эсминцем «Ballard», когда покидали на шлюпках тонущий авианосец «Хирю», 19 июня 1942 года. Они провели несколько дней на базе «Мидуэй», а затем были отправлены в Перл-Харбор на борту военного корабля «Sirius». (U.S. Navy)

25. Перед вторжением Японии население скалистого острова Атту составляло всего 46 человек. 6 июня 1942 года на остров высадились 1100 японских солдат. Один из местных жителей был убит во время вторжения, а 45 других отправлены на корабле в японский лагерь военнопленных близ Отару, остров Хоккайдо, где шестеро из них погибли в заключении. На фото: поселок Атту, расположенный в бухте Чичагоф. (O. J Murie/LOC)

26. 3 июня 1942 года японская авиация атаковала военно-морскую базу «Датч-Харбор» и форт «Mears» в гавани Датч-Харбор, штат Аляска. На фото: разрывы от бомб возле военно-морской базы «Датч-Харбор», 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

27. Американские солдаты наблюдают мощный взрыв после налета японской авиации на гавань Датч-Харбор, штат Аляска, июнь 1942 года. (U.S. Navy)

28. Оборона гавани Датч-Харбор, штат Аляска, во время японской воздушной атаки, 3-4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

29. Японская палубная авиация бомбит пароход «Northwestern» и нефтяные баки в гавани Датч-Харбор, штат Аляска, 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

30. Американские солдаты тушат пожар после налета японских пикирующих бомбардировщиков на их базу в гавани Датч-Харбор, штат Аляска, июнь 1942 года. (AP Photo)

31. Горящие нефтяные баки, пароход «Northwestern», транспортный корабль и склады после налета японской авиации на гавань Датч-Харбор, штат Аляска, июнь 1942 года. (U.S. Navy)

32. Корабль, уничтоженный бомбардировкой в гавани Датч-Харбор, штат Аляска, 5 июня 1942 года. (U.S. Navy)

33. Самолеты-обманки, оставленные японскими оккупантами на берегу острова Киска, 18 июня 1942 года. (U.S. Navy)

34. Самолет ВВС США сбрасывает бомбы на оккупированные японцами Алеутские острова, 1943 год. (LOC)

35. Бомбы, сброшенные американскими самолетами, взрываются на оккупированном японцами острове Киска, штат Аляска, 10 августа 1943 года. (USAF)

37. Американский бомбардировщик сбрасывает несколько десятков бомб на оккупированный японцами остров Киска, штат Аляска, 10 августа 1943 года. На фото видны воронки, оставшиеся от предыдущих бомбардировок, и окопы в форме зигзагов. (USAF)

39. Военный корабль США «Pruitt» ведет экипаж корабля «Heywood» в бухту Массакр в первый день вторжения на остров Атту, 11 мая 1943 года. Радар и прожектор корабля «Pruitt» служили ориентиром для лодок, которые плыли за ним в тумане 14 км. На этом снимке свет прожектора едва различим над рулевой рубкой. Около 15 тысяч американских и канадских солдат успешно высадились на остров. (U.S. Navy)

40. Солдаты высаживаются на берег острова Атту, штат Аляска, 11 мая 1943 года. После 2 недель ожесточенных боев с японскими оккупантами американские и канадские силы освободили остров Атту. В боях погибли 549 солдат и 1148 получили ранения. С японской стороны выжили только 29 человек. Американские военнослужащие захоронили тела 2351 японского солдата, и ещё несколько сотен считаются пропавшими без вести. (LOC)

41. Солдат из совместного американо-канадского десанта осматривает окрестности в прицел японского пулемета, найденного в окопе на острове Киска, штат Аляска, 16 августа 1943 года. После кровопролитных боев за остров Атту американские и канадские силы готовились к еще более ожесточенным сражениям за остров Киска. Но двумя неделями ранее Япония тайно вывела свои войска. И хотя наступление не встретило сопротивления, 32 солдата погибли от «дружественного огня» и четверо подорвались на минах. (LOC)43. Тела четырех десятков японских солдат лежат на горном хребте на острове Атту, 29 мая 1943 года. Армия США обнаружила несколько таких групп. Японские солдаты совершили массовое самоубийство, подорвавшись на ручных гранатах, когда осознали, что оказались в ловушке. (U.S. Army Signal Corps)

44. На фото: поврежденная база сверхмалых подводных лодок, построенная японскими оккупантами на острове Киска. Фото было сделано в 1943 году, когда силы Антигитлеровской коалиции освободили остров от японских оккупантов. (U.S. Navy)

45. Силы Антигитлеровской коалиции обнаружили эту могилу на небольшом кладбище когда высадились на остров Киска в августе 1943 года. Табличка была установлена японскими солдатами, которые похоронили здесь американского пилота, потерпевшего крушение на острове. «Здесь покоится тело храброго героя, который положил свою молодость и благополучие на благо своей Родины. 25 июля. Армия Великой Японской империи». (U.S. Navy)

7 декабря 1941 года японцы «нокаутировали» тихоокеанскую группировку американских военно-морских сил, нанеся внезапный авиационный удар по базе Пёрл-Харбор на Гавайских островах. В результате этой дерзкой атаки флот США лишился четырёх линкоров из восьми, которые в день атаки находились в Пёрл-Харборе. Также были потоплены четыре миноносца, повреждены три крейсера и уничтожено около 188 самолётов. При этом сами японцы потеряли, по разным данным, от 29 до 60 своих самолётов и четыре малых подводных лодки.

Счёт был просто разгромным. Единственным утешением стало то, что в день атаки в гавани не было ни одного американского авианосца, хотя японцы очень на это рассчитывали, намереваясь обескровить военно-морские силы США и завоевать абсолютное преимущество на Тихоокеанском театре военных действий. Но то, что авианосцы уцелели, мало облегчило тяжёлое положение США на момент их вступления в войну против Японии. В течение 1941 года японцы захватили Сингапур, Батаан, Манилу, Гонконг. Медленно, но верно Страна Восходящего Солнца строила пояс обороны, который должен был обеспечить ей доминирующее положение на Тихом океане.

В планах своего наступления на 1942 год Япония отводила немалую роль окончательному разгрому американского флота. Командование японских военно-морских сил разработало план, который предусматривал удар по Алеутским островам и атаку на остров Мидуэй, являвшийся одним из важных стратегических аванпостов США в Тихом океане. Атака на Мидуэй должна была вынудить американцев к использованию своих авианосцев для защиты этого острова. И тут японские морские силы должны были обрушить на противника свои превосходящие силы и окончательно решить вопрос о том, кто сильнее на Тихом Океане.

Ударная группировка японцев включала в себя четыре авианосца, 23 крейсера и 11 линкоров, среди которых был «Ямато» — боевой корабль, считавшийся на тот момент самым мощным в мире в своём классе. Полная численность японских кораблей и судов превышала 150 единиц.

Силы американцев были намного слабее. В Пёрл-Харборе находились авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайз», 27 мая туда же прибыл повреждённый авианосец «Йорктаун». Общая численность американского флота не превышала 76 единиц.

Японцы делали ставку на внезапность своего нападения. Они предполагали, что, когда американцы получат сообщение о нападении на Алеутские острова, их флот направится на север. В это время японцы нанесут удар по Мидуэю, высадят там десант и захватят остров. А боевые корабли японских ВМФ перехватят и уничтожат американский флот в море. Чтобы обеспечить уверенное обнаружение американских авианосцев, японцы разделили свои силы на две большие группы, в одну из которых вошли авианосные силы с прикрытием, в то время как ядро второй образовали линкоры. Авианосными силами командовал адмирал Нагумо Тюити, а группой линейных кораблей — адмирал Исороку Ямамото, автор плана атаки на Пёрл-Харбор.

Исходя из серьёзного превосходства японских сил, казалось, что победа над американцами — дело решённое. Но, как это часто бывает, планы, выглядевшие красиво на бумаге, с треском разрушились в реальной жизни.

Одним из важнейших факторов японского поражения стало то, что ещё в мае 1942 года дешифровщиками американского Тихоокеанского флота был раскрыт военно-морской код, использовавшийся противником. Таким образом, американцы знали направление вражеского флота и состав сил. Недостаток сил заставил их совершить настоящий подвиг: предполагалось, что время, необходимое на ремонт авианосца «Йорктаун», составляет приблизительно 90 дней, но корабль смогли вернуть в строй всего за два дня!

3 июня японцы начали отвлекающую атаку на Алеутские острова. В это время американские авианосцы уже были в море, но не шли на выручку к островам, как рассчитывало японское командование, а расположились северо-восточнее Мидуэя, вне зоны обнаружения японскими разведывательными самолётами. Сами американцы вели воздушную разведку с применением летающих лодок «Каталина». Эти самолёты имели большой радиус действия и, тем самым, могли охватить большую территорию поиска. Японцы также вели разведку с применением подводных лодок и самолётов, но своевременно найти американские корабли им не удалось.

3 июня корабли японцев были обнаружены, когда находились приблизительно в 600 милях от острова Мидуэй. В середине дня по ним нанесли удар 9 бомбардировщиков B-17, поднявшихся с базы на острове. Атака не принесла результата: ни одна бомба не поразила цель. Однако куда более важным являлось то, что теперь флот США точно знал, где находится одна из группировок противника.

Ранним утром 4 июня в воздух поднялась первая волна японских самолётов. С авианосцев «Хирю» и «Сорю» взлетели 36 торпедоносцев Nakajima B5N. С «Акаги» и «Кагу» отправились в полёт пикирующие бомбардировщики Aichi D3A и истребители прикрытия A6M Zero. Часть машин несла бронебойные бомбы и торпеды на случай, если будут обнаружены американские авианосцы. Всего в первой волне налёта на Мидуэй принимало участие 108 самолётов. Во время воздушной атаки американская база получила серьёзные повреждения, однако японцам тоже пришлось очень тяжело. Бомбардировщики понесли большие потери от зенитного огня, истребители наземного базирования F4F-3 Wildcat и F2A3 Buffalo сбили несколько бомбардировщиков и истребителей прикрытия. Для того, чтобы подавить оборону сил США, мощи первого удара не хватило, требовалась ещё как минимум одна атака. То, что после первого удара авианосцы флота США не были обнаружены и не приняли участия в бою, заставило Нагумо думать, что опасность воздушной атаки его силам пока не грозит. В 7 утра началось перевооружение самолётов, несущих противокорабельное вооружение, бомбами для удара по береговым целям.

На самом деле, силы Нагумо были обнаружены американским воздушным разведчиком около половины шестого утра. К семи часам, проанализировав поступающие сообщения, американцы уже получили представление о том, в какое время японские самолёты вернутся на авианосцы для пополнения боекомплектов и заправки. Именно на это время контр-адмиралами Рэймондом Спрюэнсом и Фрэнком Флетчером был запланирован ответный удар. Полторы сотни американских самолётов поднялись в воздух в 8:00 утра и взяли курс на вражеские авианосцы.

Американская воздушная армада ещё находилась в пути, когда японцы наконец засекли местоположение авианосцев Спрюэнса и Флетчера. Известие о том, что большое количество вражеских машин движется на флотилию Нагумо, заставили того отменить свой приказ о переоснащении самолётов. Но времени на это уже не хватало.

Первые атаки американских самолётов были успешно отражены истребительным прикрытием. В частности, была полностью уничтожена 8-я торпедоносная эскадрилья капитана 3-го ранга Джона Уолдрона. От неё остался всего один самолёт, который совершил посадку на воду. Всего же силы США совершили около восьми неудачных заходов на цели. Казалось, что все обошлось и авиация Нагумо сумеет нанести ответный удар.

И в этот момент к японскому соединению подошла группа пикирующих бомбардировщиков под командованием капитана 3-го ранга Кларенса Маккласки. Американцы с воздуха видели все четыре японских авианосца. «Акаги», «Сорю» и «Акага» находились недалеко друг от друга, а «Хирю» располагался значительно дальше. Поэтому удар группы Маккласки оказался направленным на первые три корабля. Японские истребители прикрытия, увлёкшиеся отражением атак первых волн американских бомбардировщиков, защитить свои авианосцы не успевали.

Маккласки отдал приказ атаковать ближний корабль. Однако по какой-то причине его приказ был услышан не всеми. Поэтому бомбардировщики обрушились на все три авианосца, хотя и не поровну. Какой из японских кораблей был атакован первым, до сих пор точно не установлено. Однако известно, что «Акаги» получил два бомбовых попадания, «Кага» — четыре, и «Сорю» — три. В этот момент на палубах авианосцев находились не только полностью заправленные горючим японские самолёты, но ещё и большое количество боеприпасов. Из-за этого попадания американских бомб имели катастрофические последствия. Все три авианосца были полностью выведены из строя. «Кага» и «Сорю» были оставлены экипажами и к вечеру затонули. «Акаги» продержался на плаву до утра следующего дня, однако справиться с повреждениями японцы не смогли и были вынуждены торпедировать искалеченные корабли.

Последний уцелевший японский авианосец «Хирю» собрал соединение из 18 пикирующих бомбардировщиков, и в 11 утра самолёты поднялись в воздух, направляясь к американскому кораблю «Йорктаун». В двух налётах авианосец получил в общей сложности три бомбовых и два торпедных попадания. Корабль был выведен из строя, но ещё оставался на плаву. 6 июня «Йорктаун» был торпедирован японской подводной лодкой и затонул 7 июня.

Американские пилоты устали, но снова подняли свои машины в воздух. В 17 часов самолёты были над авианосцем «Хирю». В результате их атаки японский корабль лишился половины взлётной палубы и получил серьёзные повреждения корпуса. «Хирю» был затоплен утром 5 июня.

Четыре потерянных авианосца, без сомнения, являются главной утратой японского флота. А их поражение в битве при атолле Мидуэй стала переломом в войне на Тихом Океане, открыв полосу неудач, приведших Японию к полному поражению во Второй мировой войне.

Атолл Мидуэй занимает выгодное стратегическое положение в северной части Тихого океана на пересечении морских и воздушных коммуникаций между США и странами Азии. Вблизи атолла Мидуэй 4-6 июня 1942 года произошло крупное морское сражение между японским (командующий адмирал И. Ямамото) и американским (командующий адмирал Ч. Нимиц) флотами в рамках Мидуэй — Алеутской операции японского флота (3-6 июня 1942 года).

Целью операции являлся захват атолла Мидуэй и островов Кыска и Атту (Алеутские острова), разгром Тихоокеанского флота США и обеспечение господства японского флота в центральной и северной частях Тихого океана.

Верховное командование Японии задолго готовилось к захвату Мидуэя. К концу апреля 1942 года план операции, порученный для разработки штабу Объединенного флота, был составлен и утвержден адмиралом Ямамото.

5 мая японская императорская ставка издала директиву, в которой главнокомандующему Объединенным флотом приказывалось «во взаимодействии с сухопутными силами осуществить оккупацию о. Мидуэй и ключевых пунктов в западной части Алеутских островов». (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. М., 1958. С. 100.) Высадка десанта намечалась на 4 июня. Захват Алеутских островов должен был начаться на сутки раньше, чтобы отвлечь крупные силы американского флота на север.

Для проведения этого масштабного наступления на двух направлениях штаб Объединенного флота планировал привлечь максимальное количество сил. Всего, включая транспортные и вспомогательные силы, для проведения операции было выделено свыше 200 кораблей и судов, в том числе не менее 11 линейных кораблей, 8 авианосцев, 22 крейсера, 65 эскадронных миноносцев и 21 подводной лодки, а также примерно 700 самолетов. (Футида М., Окумия М. Указ. соч. С. 107.) Это была самая большая концентрация военно-морских сил в истории Тихоокеанского региона. Эти силы были сведены в шесть соединений: четыре основных соединения, передовое соединение подводных лодок и соединение базовой авиации под общим командованием адмирала Ямамото.

На центральном направлении было создано авианосное ударное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 4 тяжелых авианосцев, 2 линейных кораблей, 3 крейсеров, 12 эсминцев и соединение вторжения на Мидуэй.

Для захвата Алеутских островов — Атту и Кыска — 20 лодок заняли назначенные позиции к 4 июня 1942 года.

Первоначальный налёт японской авиации был компенсирован адекватным ответом американской авиации и не причинил американцам большого ущерба. Самое главное, он даже не достиг своей цели, то есть не отвлек внимание противника, так как американцы уже знали, что главный удар будет нанесен по Мидуэю. Морские десанты, высаженные 6 июня на о. Кыска и 7 июня на о. Атту, овладели ими.

В районе атолла Мидуэй события разворачивались следующим образом. 3 июля в 600 милях от атолла американский самолет обнаружит японское десантное соединение. Первые удары американской авиации по противнику были безуспешными.

4 июня 108 японских самолетов, поднятые с авианосцев, нанесли удар по атоллу, но не решили главную задачу — не уничтожили американскую авиацию, так как американские самолеты были подняты Н воздух и следовали для удара по японским кораблям. Но их атака не нанесла им серьезного ущерба.

В это время с трех американских авианосцев поднялось 126 бомбардировщиков и торпедоносцев и 26 истребителей для удара по японским кораблям. Только трем группам торпедоносцев удалось атаковать японские авианосцы. Корабли не пострадали. Было сбито 37 американских самолетов.

После возвращения самолетов первого удара, японское командование решило провести еще одну атаку. Но когда торпеды, предназначенные для атаки американских судов — этими торпедами были вооружены торпедоносцы — стали приспосабливать для бомбардировки наземных целей, поступило сообщение: «Обнаружена эскадра противника». Вновь начали спешно оборудовать самолеты для бомбардировки судов. И в тот момент, когда самолеты, нагруженные бомбами, торпедами и горючим, готовились подняться со взлетных площадок, на них обрушились 30 американских пикирующих бомбардировщиков. (История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 276.) Бомбардировщики поднялись с авианосцев «Энтерпрайз» и «Йорктаун». Менее чем за пять минут они уничтожили цвет японского флота — тяжелые авианосцы «Кага», «Акати» и «Сорю». За всю историю войн не было более быстрого или более драматического изменения соотношения сил.

В этот же день американские самолеты нанесли тяжелые повреждения авианосцу «Хирю». 5 июня он был потоплен своим эскадренным миноносцем.

Японские бомбардировщики тяжело повредили американский авианосец «Йорктаун», который 6 июня был атакован японской подводной лодкой и утром следующего дня затонул.

В результате сражения у Мидуэя японцы потеряли 4 тяжелых авианосца, тяжелый крейсер, 332 самолета (в том числе 280 с потонувших авианосцев); линейный корабль, тяжелый крейсер, 3 эсминца и 1 транспорт получили повреждения. 5 июня Ямамото отменил высадку десанта на Мидуэй, отозвал северные соединения с Алеутских островов и начал отход всех сил флота на свои базы.

Американцы потеряли: тяжелый авианосец, эсминец и 150 самолетов, в том числе 30 базировавшихся на Мидуэе. Произошедшее морское сражение изменило соотношение сил на Тихом океане в пользу флота США: у японцев остались 1 тяжелый и 4 легких авианосца против 3 тяжелых у американцев. (Советская военная энциклопедия. Т.5., С. 277.) К тому же японцы не могли догнать американцев в их строительстве. В Японии строились или ремонтировались 6 авианосцев, а в США было заложено не менее 13 обычных и 15 эскортных авианосцев.

После этих событий японцам уже стало невозможно осуществлять активные наступательные операции. При поддержке флота американские силы перешли к контрнаступлению на Тихоокеанском театре.

Сражение у атолла Мидуэй

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Сражение у атолла Мидуэй - крупное морское сражение Второй мировой войны на Тихом океане, произошедшее в июне 1942 года. Решительная победа флота США над Объединённым флотом Японии стала поворотной точкой в войне на Тихом океане. Японский флот, потерявший 4 тяжёлых авианосца, 248 самолётов и лучших пилотов, навсегда лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

Общие данные

Атолл Мидуэй расположен в центральной части Тихого океана, в 1 136 милях к северо-западу от Гавайских островов, и занимает очень выгодное стратегическое положение, находясь примерно в центре треугольника, образованного японской базой на Уэйке и американскими - в Датч-Харборе и Перл-Харборе. Захват его открывал большие возможности для планирования и осуществления дальнейших операций японского флота.

Расстановка сил и маневрирование противников накануне сражения за Мидуэй.

Идея захвата Мидуэя родилась еще в феврале 1942 года, однако вплоть до середины апреля не были разработаны детали плана и сам он в целом утвержден не был.

Повреждения и гибель IJN Akagi

Я взглянул вверх и увидел три вражеских самолета, в крутом пике идущие прямо на наш корабль. Послышалось несколько торопливых очередей зенитных автоматов, но было уже поздно. Американские пикирующие бомбардировщики стремительно приближались. Вот несколько черных капель отделилось от их крыльев. Бомбы! Они летели прямо на меня! Инстинктивно я упал на палубу и пополз за щит управления.

Оглядевшись, я был потрясен разрушениями, произведенными в течение нескольких секунд. В полетной палубе, как раз позади центрального лифта, зияла огромная дыра. Сам лифт был скручен, как полоска фольги. Искореженные листы палубной обшивки причудливо свернулись. Самолеты горели, охваченные густым черным дымом. Пламя разрасталось все сильнее и сильнее.

Из воспоминаний Мицуо Футиды, командира авиагруппы авианосца IJN Akagi

IJN Akagi получил два прямых попадания: одно в задний срез центрального лифта, другое - в участок полетной палубы по левому борту. В обычных условиях ни одно из этих попаданий не смогло бы вывести из строя авианосец, но вызванные пожаром взрывы горючего и боеприпасов сделали свое дело. Пламя молниеносно распространялось по кормовой части полетной палубы, охватывая один за другим выстроенные крыло к крылу самолеты. Начали рваться торпеды, делая невозможной борьбу с огнем. В 18.00 командир корабля Аоки отдал приказ команде оставить авианосец. 5 июня в 03.50 адмирал Ямамото отдал приказ о затоплении авианосца, который был выполнен эсминцами эскорта. В течение 20 минут четыре эскадренных миноносца выпустили торпеды. Семь минут спустя авианосец скрылся под водой. Место гибели корабля находится на 30°30"сев. широты и 179°08" зап. долготы. Время гибели - 04.55.

На IJN Akagi погибло 263 человека. Все остальные члены его команды были спасены.

Повреждения и гибель IJN Kaga

В 10.24 девять пикирующих бомбардировщиков атаковали авианосец. Каждый из них сбросил по одной бомбе. Первые три упали рядом с кораблем. Они не причинили никакого вреда. Однако следующие по меньшей мере четыре бомбы попали в носовую, среднюю и кормовую части полетной палубы. Бомба, попавшая в носовую часть корабля, как раз перед мостиком, взорвала стоявшую там небольшую цистерну с бензином. Высоко взметнувшееся пламя охватило мостик и прилегающие участки палубы. Командир корабля Окада и большинство других офицеров, находившихся на мостике, погибли на месте. Из старших офицеров в живых остался лишь командир авиационной боевой части капитан 2 ранга Амагаи. Он немедленно принял командование кораблем. IJN Kaga , который получил бомбовые попадания почти одновременно с IJN Akagi , оставался на плаву гораздо меньше времени. В 16.40 капитан 2 ранга Амагаи отдал приказ оставить корабль. Все, кому удалось уцелеть, были переправлены на эскадренные миноносцы. В 19.25 раздались два сильных взрыва и авианосец пошел ко дну. Место его гибели - 30°20" сев. широты и 179° 17" зап. долготы. В этом бою погибла треть команды авианосца - 800 человек.

Повреждения и гибель IJN Sōryū

В 10.25 IJN Sōryū был атакован 13 американскими пикирующими бомбардировщиками и получил в течение трех минут три попадания. Первая бомба разорвалась на полетной палубе перед носовым лифтом, а две следующие накрыли центральный, до неузнаваемости разворотив палубу. Вскоре огонь перекинулся на цистерны с бензином и погреб для боеприпасов. К 10.30 пылающий, окутанный клубами дыма корабль представлял собой ужасающее зрелище. Вызываемые огнем взрывы следовали один за другим.

В течение десяти минут остановились главные машины, вышла из строя система рулевого управления, были уничтожены пожарные магистрали. Уже через 20 минут после попадания первой бомбы авианосец был охвачен таким сильным пламенем, что его командиру Янагимото пришлось отдать приказ покинуть корабль. Спасающихся японских моряков подбирали эскадренные миноносцы IJN Hamakaze и IJN Isokaze .

В 19.13 на глазах членов команды, которые находились на борту эскадренных миноносцев, IJN Sōryū погрузился под воду, унося с собой тела 718 человек и своего командира. Место погружения авианосца - 30°38" сев. широты и 179°13" зап. долготы.

Повреждения и гибель IJN Hiryū

IJN Hiryu уклоняется от атаки бомбардировщиков B-17.

IJN Hiryū действовал в отдалении от остальных кораблей соединения Нагумо и до времени избежал их печальной участи. Начиная с рассвета, корабль атаковало не менее 79 самолетов, но ему удалось уклониться от 26 торпед и 70 бомб. В 17.03 авианосец с юго-запада, со стороны солнца атаковали незамеченными 13 пикирующих бомбардировщиков с USS Hornet (по американским данным самолетов было около 40).

На IJN Hiryū открыли огонь и резко переложили руль на правый борт. Этот маневр позволил уклониться от первых трех бомб, но остальные бомбардировщики добились четырех прямых попаданий в палубу, которые вызвали пожары и взрывы на корабле, и еще четыре бомбы разорвались рядом с бортом, повредив обшивку и вызвав течь.

В 21.23 IJN Hiryū остановился и начал крениться. Пожарные помпы и рулевое устройство бездействовали. По мере заполнения отсеков водой, крен корабля увеличивался и в конце концов достиг 15°. Через некоторое время неподвижный авианосец был вновь атакован на этот раз бомбардировщиками В-17, но ни одна из бомб не попала в цель. В конце концов корабль был затоплен экипажем. Вместе с кораблем погиб отказавшийся покинуть его командир 2-й дивизии авианосцев контр-адмирал Тамон Ямагути.

Оценка события современниками

Газетные публикации 9-13 июня 1942 года создавали в американском обществе неверное впечатление, что сражение было выиграно "летающими крепостями" и другими самолётами берегового базирования. Получалось, что "тяжёлые армейские бомбардировщики остановили японский флот, потопив и повредив, по данным генерала Арнольда, 33 корабля противника". В New York Times посчитали эту новость заслуживающей первой полосы, что сделало "подвиг" пилотов В-17 известным всей Америке.

6 июня 1942 года на первой полосе The New York Times публикуется статья одного из наиболее авторитетных обозревателей – Роберта Трамбулла: "Наши великолепные лётчики". В статье приводились слова адмирала Нимица о том, что 4–6 июня у о. Мидуэй "была одержана великолепная, впечатляющая победа", и "японский флот отступил, понеся тяжёлые потери, включая несколько повреждённых авианосцев, линкоров и крейсеров".

В периодической печати США за весь период реального хода сражения (с 4 по 6 июня 1942 года) так и не был обнародован состав японского флота; СМИ ограничились упоминаниями, что у противника было неизвестное число авианосцев, линкоров, крейсеров, транспортов. Противостоящие им американские силы оставались для общественности полной загадкой. Дело с командующими обстояло похожим образом: было известно, что Тихоокеанским флотом США руководит Нимиц, но кто командует японскими соединениями при Мидуэе – неизвестно.

Только 27 июля 1942 года в журнале Life публикуется подробная хронология сражения. Битва разделена на 12 фаз, и для каждой в издании представлена схема с детальными комментариями, из которых следует, что решающий вклад в сражение внесли палубные пикирующие бомбардировщики, сумевшие поразить в одной атаке 3 японских авианосца.

Примечания

Образ в искусстве

В репертуаре шведской пауэр-метал группы Sabaton, основная тематика которой является война и различные военные конфликты и эпизоды из них, есть песня "Midway".

Текст оригинала:

Send them over the waves
Our sentinels
They report in the news
Position of our foes

This battlefield´s been choosen, tactically in advance
Time to alert our fighters
We´re soon in range

Midway
We’ll meet at Midway
Naval War

Calling all men to deck
Got to be airborne
Head out into the sun
Descending on our foes

This is the crucial moment, in the heat of the war
To fly and hit our targets
Down in the waves

Midway
Display their might, ordering carriers, admirals at war
We’ll meet at Midway
To win the fight, tactics are crucial, naval war

Far from shore, a pacific war
bombs are falling from the skies
Its a bombrun day, it the naval way
A bloodred sun is on the rise

По события битвы при Мидуэе был снят художественный фильм, также сражение упоминается или даже показывается в большинстве фильмов, посвящённых боевым действиям на Тихоокеанском ТВД.

Мидуэй(1976): Жанр: военный, история, боевик. Режиссёр: Джек Смайт. В ролях: Чарлтон Хестон, Генри Фонда, Джеймс Коберн

Также, финальной сюжетной аркой аниме-сериала Kantai Collection является "переигрывание" сражения за Мидуэй (Японская сторона сумела победить не без стараний главной героини - Фубуки).

Ссылки

Литература и источники

  • Буранок С.О. Сражение за Мидуэй и американское общество . - Самара: ООО «Издательство «АсГард», 2011. - 190 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-4259-0094-4

Интернет-ресурсы

Галерея изображений

Загрузка...