Туристический портал - Yunnanlife

Спор о происхождении сифилиса разрешён. Смотреть что такое "Колумбов обмен" в других словарях Что привезли в европу из америки

6 ноября 1492 года, впервые в жизни закуривая на Кубе трубку мира, Христофор Колумб и не подозревал, что открывает для Европы не только новый материк, но и опаснейшую болезнь, насекомых-вредителей и убийственную привычку

Открытие первое: табак

Колумб действительно был первым европейцем, попробовавшим табак, но курильщиком он не стал. Строго говоря, в импорте пагубной привычки из Нового Света в Старый виноват не Колумб. Попробовав подобие сигары - по свидетельствам современников, это были туго скрученные сушеные листья неизвестного растения, подожженные с одной стороны, - великий путешественник не нашел в курении ничего привлекательного.

Первым настоящим курильщиком Старого Света, подавшим дурной пример европейцам, стал один из членов экипажа Колумба - Родриго де Херес, он-то и привез в Европу «заразу», от которой в мире, по данным ВОЗ, до сих пор умирает более 5 миллионов человек в год. По иронии судьбы де Херес стал и первой жертвой табакокурения. Причем жертвой политической. Католическая церковь инкриминировала выпускающему дым изо рта де Хересу связь с сатаной и тут же развернула первую в истории антитабачную кампанию.

Но табак победил. Какой бы могущественной ни была церковь, антитабачная кампания, проводимая под ее чутким руководством, с треском провалилась. Европейцам понравилось курить. Инквизиции пришлось отступить, ограничившись запретом на курение в местах отправления молитвы. А де Херес, получивший «за связь с сатаной» реальный срок, уже через 7 лет вышел из тюрьмы.

Из «орудия дьявола» в массовом сознании того времени табак превратился в «лекарство». Екатерина Медичи, к примеру, использовала его в лечении мигрени. Табаком пытались лечить зубную боль, желудочные расстройства и ломоту в костях.


Табачная мануфактура. Гравюра неизвестного автора, опубликованная в журнале Pittoresque . Париж, 1843

Век спустя после открытия Америки табак завоевал всю Европу: его выращивали в Бельгии, Испании, Италии, Швейцарии и Англии. Государственная власть сначала Франции и Испании, а позже и Англии, монополизировала табачный рынок. Так никотиновая зависимость своих и чужих подданных превратилась в бесперебойный источник прибыли.

Открытие второе: сифилис

Обмен между Старым и Новым Светом шел беспрестанно. Конкистадоры «наградили» индейцев оспой, чумой, гриппом и холерой. А те, в свою очередь, «даровали» испанцам первую в их жизни венерическую болезнь - сифилис. Некоторые источники утверждают, что первым сифилитиком в Европе стал сам Колумб. Другие все «лавры» отдают его матросам. Последние в 1494 году выступили в составе армии испанского короля Карла VIII, который повел войско на войну с Неаполитанским государством. Армия была огромной и двигалась медленно, поэтому вспышки невиданной ранее болезни возникали как в самом войске, так и среди жителей оккупированных территорий.


Николаус Кнюпфер. Сцена в борделе. 1630-e

Историограф того времени Пьетро Бембо так описывал эту ситуацию: «Вскоре в городе, занятом пришельцами, вследствие контагия и влияния светил, началась жесточайшая болезнь, получившая название «галльской». Позже болезнь называли «французской» и даже «бельгийской».

Если верить источникам того времени, уже через несколько лет после взятия Карлом VIII Неаполя половина Европы была заражена «французской болезнью».

Первая эпидемия сифилиса, случившаяся в 1495 году, уменьшила население Европы на 5 миллионов человек. Сифилис не щадил никого - ни простых людей, ни королевских особ. К 1500 году сифилис перешел границы Европы, дошел до Турции и Азии. Опустошения, которые болезнь принесла европейским народам, были сопоставимы с последствиями эпидемий оспы, кори и чумы.

Лечить сифилис научились только с открытием пенициллина в середине ХХ века, до этого момента с недугом боролись с помощью мышьяка и ртути.

Открытие третье: колорадский жук

Тысячи лет ничем не примечательное насекомое проживало на границе Северной и Южной Америки, питаясь не имеющим никакой промысловой ценности диким пасленом…

Колонизаторы из Европы, сами того не подозревая, изменили не только ареал обитания, но и вкусовые предпочтения Leptinotarsa decemlineata (колорадский картофельный жук).

Дело было так. Колумб привез в Европу дикий картофель. Мелкие и водянистые, его клубни представляли собой жалкое зрелище и совсем не были похожи на то, что мы едим сегодня. Поначалу европейцы сочли картофель ядовитым и воспринимали его исключительно как декоративное растение. Последовало несколько веков селекции, и вкусный, съедобный картофель вернулся на родину - в Америку. Там он становится продуктом питания не только колонистов, но и жука.


Преодолев тысячи километров, армия жуков добралась до побережья Атлантического океана. В Европе о жуке уже знали и с опаской поглядывали на запад.

Про самые распространенные продукты уже, конечно, написали.

Поэтому вот несколько интересных и малоизвестных продуктов, пришедших к нам из далекой Америки.Допустим, из Южной Америки к нам пришли дерево какао, или шоколадное дерево, из семян которого американские индейцы издавна изготавливали взбитый напиток чокалотль, отсюда и название шоколад на всех европейских языках. Также кукуруза была привезена к нам.Индейцы называли ее маисом. Северная Америка является еще и родиной подсолнечника,Южная — родиной помидора.

Когда Христофор Колумб вернулся из своего первого плавания из Америки,он привез много невиданных диковинок: картофель,табак,фасоль,кукурузу и много других неизвестных ранее растений.И последующие экспедиции,а весть об открытии новых,ранее неведомых земель,разлетелась по Европе,привозили из Америки все,что приглянулось,и растения,и животных.

Так и попали в Старый свет какао и фасоль, подсолнухи и кактусы,агава и перец,баклажаны и много других растений,которые прижились сначала у богатых людей,а затем попали и к простым людям,как к примеру картофель и томаты.И давно уже никто не вспоминает,что до 16 века их просто не было в Европе.

Когда иногда смотришь фильм,где,к примеру,римляне готовят блюда из кукурузы или шотландцы в 14 веке готовят фасоль,сразу и не подумаешь,что этого просто не могло быть,римляне не знали кукурузы в те времена,а в Шотландии никак не могла расти фасоль.

Я думаю скорее всего стоит начать с самого распространенного и конечно же нашего любимого — это картошка, которую изначально не знали люди как приготовить. Также он привез еще с первого своего путешествия это табак, ананас, в будущем были также завезены с Америки на наши просторы какао бобы, и через многие годы текила.

Когда Колумб открыл Америку, то это было как столкновение с новым миром для европейского народа. Конечно, уйма особенных новых растений была перевезена на евроазиатский континент.

Обязательно нужно вспомнить о картофеле. Долго люди не могли разобраться как его употреблять в пищу, травились им. Но, со временем он стал пищей, любимой многими народами.

Из Южной Америки в Европе появился перец,кукуруза, бобовые культуры.

Кукуруза — особенный злак. Подобно пшеничной культуре из не готовят хлеб. Ещ племяна майя знали о е питательных свойствах.

Картофель вроде бы, но они везли вроде бы ещ злаки и некоторые крупяные культуры.

Когда узнашь перечень растений, который завезли в Европу завоеватели американских земель в XVI веке, то диву дашься: Чем питались европейцы, пока не завоевали земли аборигенов Америки?.

Картофель, томаты (которые с лгкой руки итальянце стали называть помидорами), перец, баклажаны, кукуруза, маис, какао… Причм, многие из них долгое время считались экзотическими растениями, которые выращивались в оранжереях, а к столу их не подавали.

Более того, многие считались не только несъедобными, а сильными ядами. Например, томаты на Руси называли бешеными ягодами (кстати, биологически томаты являются фруктами, а не овощами), а против выращивания картофеля крестьяне поднимали бунты, поскольку пытались есть вершки, а не корешки.

Кроме продуктов питания стали популярны экзотические кактусы разных мастей, суккулентные растения, поселившиеся в качестве комнатных растений, поскольку климат Европы их не устраивал.

Выращивание кукурузы. Гравюра из книги «Краткая повесть о том, что выпало на долю французов во Флориде, американской провинции…» Лемуана де Морга. Франкфурт-на-Майне, 1591, 1609

Кукуруза. Гравюра из книги «Путешествия по морю и по суше» Джован Баттисты Рамузио. Венеция, 1565

Франческо Карлетти посетил Америку через сто лет после ее открытия, когда она уже была испанской, и ел там кукурузу. Он был хорошо знаком с эти продуктом и знал, что в Тоскане он называется «турецким зерном», но местная традиция потребления кукурузы ему не понравилась: он не оценил ни тортильи (кукурузные лепешки), ни жареную кукурузу.

В Италии из кукурузы стали делать поленту, так же как раньше ее делали из сорго, в Хорватии, Словении и Боснии тоже готовили кукурузную кашу, а в Греции ее варили из желтых бобов. Возможность ввести кукурузу в европейскую гастрономическую традицию стала определяющим фактором для ее распространения, к тому же сельскохозяйственный кризис XVII века убедил многих землевладельцев и крестьян, что пора избавляться от предрассудков.

Кукурузу, выращиваемую в подсобном хозяйстве, обычно скармливали скоту, но хозяева быстро поняли, что этот продукт вполне можно выращивать и для себя, когда с другими злаками плохо. Именно так кукуруза из «огородного» растения стала настоящей сельскохозяйственной культурой. Я говорю «огородное» растение, потому что в огороде крестьяне выращивали плоды для того, чтобы прокормить собственную семью, плоды, которые не нужно было отдавать хозяину. Возможно, акклиматизация кукурузы началась именно так.

В XVII веке феодалы, владеющие имперскими феодами в Монферрато и Пьемонте, а также торговцы-предприниматели благородного происхождения быстро поняли, что этот новый продукт, обладающий высокой производительностью, может прокормить бедного крестьянина, а значит, у него теперь можно отбирать еще больше пшеницы — пусть ест кукурузную кашу.

Поэтому им не составило труда убедить своих подданных, что те должны питаться зерном, которым в их собственных владениях кормили скот.

Крестьяне стали сопротивляться распространению кукурузы, когда оказалось, что эту «новинку» тоже нужно отдавать хозяину, когда она тоже стала облагаться налогом.

В Монферрато были несколько иные, чем в остальной Италии, сельскохозяйственные традиции, к тому же там выращивалось множество разных культур и существовала мелкая собственность, поэтому крестьяне Монферрато питались не только кукурузой. А вот в других областях, где производственные отношения были другими, а договоры между землевладельцем и крестьянином более тяжелыми, крестьяне стали испытывать нехватку витамина РР (никотиновой кислоты), что вызывало эпидемии пеллагры. Эта болезнь из Северной Испании (около 1730 г.) распространилась во Францию, на Балканы и на север Италии, где продолжала свирепствовать до первых десятилетий XX века.

Из Америки были завезены и другие растения, правда, менее значимые, например, земляная груша, которая растет по берегам и канавам, украшая их своими большими желтыми цветами. Корни этого растения съедобны, и их использовали и используют до сих пор наравне с другими овощами в праздничных блюдах, таких, как, например, банья каода. Другие огромные желтые цветы долгое время украшали сады, пока в первые десятилетия XVIII века из их семян не научились выжимать масло. Это способствовало быстрому и широкому распространению подсолнуха в тех странах Европы (Франция, Германия, Англия, Россия), где не росли оливковые деревья.

Кроме того, из Америки стали привозить опунцию — из-за кошенили, обитающего в ней маленького насекомого, из которого получают красный краситель; когда появились красители анилиновые, плоды опунции стали употреблять в пищу.

Помимо всего перечисленного, в Европу ввозили медицинские растения вроде хинина, его использовали римские и генуэзские врачи, например, Себастьяно Бальдо (или Бладо), который в середине XVII века был главным врачом больницы Инкурабили в Генуе. Ввозили также лесоматериалы, декоративные растения и табак, но они уже не являются пищевыми продуктами.

Народы завоеванной европейцами территории жили совсем по-другому, чем европейцы. Их воины и вожди обеспечивали себя протеинами на войне, а простые аборигены ели мясо животных, которые не казались европейцам особенно привлекательными. И хотя нужда и заставляла конкистадоров пробовать все, что им попадалось, они не хотели оставаться на Антильских островах или в Мексике на таких условиях, поэтому они старались завезти в Америку растения и животных, которых им не хватало на чужбине, и получили в конце концов отличные результаты.

Из Европы в Америку

Конкистадоры в Новом Свете. Гравюра из книги «История Америки». Франкфурт-на-Майне, 1602

Однажды Микеле да Кунео написал Джеронимо Аймари, представителю лигурийской семьи, пустившей корни в Севилье и в других испанских городах, письмо. Однако по ошибке писца, переписывавшего это письмо, адресат Микеле да Кунео превратился в Аннари, из-за чего в течение долгого времени никто не мог найти каких-либо других упоминаний об этом самом синьоре Джеронимо, в том числе и я, пока не обратился к оригиналу письма.

Антананариву

Джеронимо Аймари был купцом, лично знавшим Христофора Колумба и вызвавшимся «спонсировать» путешествие Микеле да Кунео с Колумбом в обмен на то, что Микеле да Кунео будет присылать ему интересные и желательно правдивые сведения об Америке. Эти сведения и были отправлены купцу 28 октября 1495 года.

Отчет Микеле да Кунео лишен привычной риторики, восхваляющей мероприятие Колумба, и не представляет Америку раем на земле. Автор описывает только то, что видит, при этом его взгляд не взгляд гуманиста, а взгляд купца. Я приведу здесь кое-какие сведения из письма-отчета савонца Микеле да Кунео, а также из записок Франческо Карлетти, другого купца-писателя, приехавшего в Америку через сто лет после ее открытия, — те сведения, которые будут мне необходимы для подтверждения моих тезисов.

Импорт европейских товаров на Антильские острова и на американский континент был больше, чем импорт американских товаров в Европу, а главное — он был налажен гораздо быстрее. Христофор Колумб уже в своем первом путешествии обнаружил, что только что открытые им острова изобилуют рыбой и птицей, зато почти совсем лишены млекопитающих.

Злаки, например кукуруза, тогда еще ни во что не ставились, и стало понятно, что создать в Новом Свете условия питания, сопоставимые с европейскими, не удастся, «…по моему мнению, это холодные люди, не чувственные, и причина этого, возможно, в том, что они плохо питаются…» — пишет Микеле да Кунео.

Я еще обращусь здесь к некоторым очень значимым для меня наблюдениям Микеле да Кунео, значимым еще и потому, что они противоречили восхищенным запискам тех, кто писал об Америке по слухам, или тех, кто просто обязан был восхвалять предприятие Колумба. Сейчас я приведу для сравнения письмо Микеле да Кунео и письмо Анджело Тревизана, который хотя писал очень старательно, но отчасти по слухам, а отчасти списывал с книги Пьетро Мартире д’Ангьера, написанной тем в Испании.

Анджело Тревизан

…Эта равнина настолько плодородна, что в некоторых садах на берегу реки растут многочисленные овощи — редис, салат-латук, капуста и брюква, — и все они созревают через шестнадцать дней после посадки, а дыни, арбузы, тыквы и другие подобные растения — через тридцать шесть дней, и при этом они вкусны, как нигде в мире, а сахарный тростник созревает через пятнадцать дней. Еще говорят, что если посадить виноградную лозу, то она уже на второй год даст отличный виноград. А один крестьянин решил проверить, можно ли здесь выращивать пшеницу, и, посадив немного в начале февраля, уже в середине марта получил спелые колосья. При этом солома у этой пшеницы была толще, колосья — длиннее, а зерна — больше, чем у нас или где бы то ни было еще.

Микеле да Кунео

…По Вашему совету мы привезли с собой из Испании все виды семян, чтобы посадить их и посмотреть, какие из растений хорошо будут здесь расти, а какие плохо. В результате мы обнаружили, что хорошо здесь вызревают дыни, арбузы и тыквы. А вот другие растения — например, лук, салат-латук и прочие овощи, которые кладут в салат, переносят местные условия очень плохо — вырастают очень маленького размера. Так же пшеница и бобы: за десять дней они выросли, но сразу же стали клониться к земле и скоро засохли.

Мне кажется, эти два отрывка говорят сами за себя, но Микеле да Кунео прибавляет еще одно интересное наблюдение: «…хотя земля там отличная и черная, они пока еще не нашли способа и времени, чтобы что-нибудь сеять, а причина состоит в том, что никто не хочет жить в тех краях».

Из Европы в Америку

Конкистадоры в Новом Свете. Гравюра из книги «История Америки». Франкфурт-на-Майне, 1602

Однажды Микеле да Кунео написал Джеронимо Аймари, представителю лигурийской семьи, пустившей корни в Севилье и в других испанских городах, письмо. Однако по ошибке писца, переписывавшего это письмо, адресат Микеле да Кунео превратился в Аннари, из-за чего в течение долгого времени никто не мог найти каких-либо других упоминаний об этом самом синьоре Джеронимо, в том числе и я, пока не обратился к оригиналу письма. Джеронимо Аймари был купцом, лично знавшим Христофора Колумба и вызвавшимся «спонсировать» путешествие Микеле да Кунео с Колумбом в обмен на то, что Микеле да Кунео будет присылать ему интересные и желательно правдивые сведения об Америке. Эти сведения и были отправлены купцу 28 октября 1495 года.

Отчет Микеле да Кунео лишен привычной риторики, восхваляющей мероприятие Колумба, и не представляет Америку раем на земле. Автор описывает только то, что видит, при этом его взгляд не взгляд гуманиста, а взгляд купца. Я приведу здесь кое-какие сведения из письма-отчета савонца Микеле да Кунео, а также из записок Франческо Карлетти, другого купца-писателя, приехавшего в Америку через сто лет после ее открытия, - те сведения, которые будут мне необходимы для подтверждения моих тезисов.

Импорт европейских товаров на Антильские острова и на американский континент был больше, чем импорт американских товаров в Европу, а главное - он был налажен гораздо быстрее. Христофор Колумб уже в своем первом путешествии обнаружил, что только что открытые им острова изобилуют рыбой и птицей, зато почти совсем лишены млекопитающих. Злаки, например кукуруза, тогда еще ни во что не ставились, и стало понятно, что создать в Новом Свете условия питания, сопоставимые с европейскими, не удастся, «...по моему мнению, это холодные люди, не чувственные, и причина этого, возможно, в том, что они плохо питаются...» - пишет Микеле да Кунео. Я еще обращусь здесь к некоторым очень значимым для меня наблюдениям Микеле да Кунео, значимым еще и потому, что они противоречили восхищенным запискам тех, кто писал об Америке по слухам, или тех, кто просто обязан был восхвалять предприятие Колумба. Сейчас я приведу для сравнения письмо Микеле да Кунео и письмо Анджело Тревизана, который хотя писал очень старательно, но отчасти по слухам, а отчасти списывал с книги Пьетро Мартире д’Ангьера, написанной тем в Испании.

Анджело Тревизан

Эта равнина настолько плодородна, что в некоторых садах на берегу реки растут многочисленные овощи - редис, салат-латук, капуста и брюква, - и все они созревают через шестнадцать дней после посадки, а дыни, арбузы, тыквы и другие подобные растения - через тридцать шесть дней, и при этом они вкусны, как нигде в мире, а сахарный тростник созревает через пятнадцать дней. Еще говорят, что если посадить виноградную лозу, то она уже на второй год даст отличный виноград. А один крестьянин решил проверить, можно ли здесь выращивать пшеницу, и, посадив немного в начале февраля, уже в середине марта получил спелые колосья. При этом солома у этой пшеницы была толще, колосья - длиннее, а зерна - больше, чем у нас или где бы то ни было еще.

Микеле да Кунео

По Вашему совету мы привезли с собой из Испании все виды семян, чтобы посадить их и посмотреть, какие из растений хорошо будут здесь расти, а какие плохо. В результате мы обнаружили, что хорошо здесь вызревают дыни, арбузы и тыквы. А вот другие растения - например, лук, салат-латук и прочие овощи, которые кладут в салат, переносят местные условия очень плохо - вырастают очень маленького размера. Так же пшеница и бобы: за десять дней они выросли, но сразу же стали клониться к земле и скоро засохли.

Мне кажется, эти два отрывка говорят сами за себя, но Микеле да Кунео прибавляет еще одно интересное наблюдение: «...хотя земля там отличная и черная, они пока еще не нашли способа и времени, чтобы что-нибудь сеять, а причина состоит в том, что никто не хочет жить в тех краях».

Заслуживает внимания и то, что он пишет о животных: «Поскольку, как уже говорилось, животных на этих островах мало, господин Адмирал привез из Испании самых необходимых, и мы обнаружили, что свиньи, куры, собаки и кошки размножаются здесь с чрезвычайной скоростью, особенно свиньи, ибо здешние края изобилуют полезными для них плодами. А вот коровы, лошади, овцы и козы ведут себя тут так же, как у нас».

Во второе свое путешествие Колумб действительно привез с собой в Америку растения и животных из Европы, но не потому, что стремился унифицировать мировую экономику (он ведь даже не понимал, что находится не в Азии), а просто из-за того, что на этих островах было очень мало питательной еды. Разве что рыба, но она рассматривалась как пища постная, а значит, не очень питательная. В общем, нужно было обеспечить европейцам, высадившимся на Карибских островах, питание сходное с тем, к которому они привыкли, ведь хотя европейцы и были более жестокими и беспощадными, чем жители Карибов, они с незапамятных времен перестали практиковать каннибализм (случаи людоедства на Карибах были нередко местью европейцам за их злоупотребления).

Работа на плантации. Гравюра конца XVIII в.

Завоевав Мексику и Перу, европейцы встретились с обществом, в культурном отношении гораздо более развитым, чем жители Карибов и араваки. Европейцы обнаружили там несколько видов оленей, кошачьих, тапиров и множеств во других животных, например, ламу, альпака и гуанако. В те же годы Кабрал завоевал для португальцев Бразилию, и уже через несколько лет завезенный туда сахарный тростник, который сначала, казалось, не хотел приживаться (может быть, от него просто слишком многого ждали), был распространен повсюду, где только было возможно. Из Европы завозились целые сахарные фабрики, что, в свою очередь, способствовало развитию работорговли. Это яркий (и устрашающий) пример экономической унификации. Но пример практически единственный: к нему можно добавить разве что культуру какао и более позднюю культуру кофе, да и то масштабы здесь были совершенно другие.

Европейцы пытались воспроизвести в Новом Свете не только традиционную для своих стран кухню, но даже ее терминологию. В Америку везли свиней, быков, овец, коз, лошадей, ослов, кур и все остальное, что выращивалось в Старом Свете.

Быстрая акклиматизация пшеницы, винограда и маслины (в Перу) позволила воссоздать в Америке старинные кулинарные традиции Средиземноморья, с невероятной легкостью отвергнув традиции местные. Тем не менее европейцы освоили некоторые продукты, например какао, из которого они стали делать то, что сейчас называется шоколадом, добавляя масло самого какао и сахар из завезенного в Америку тростника. Это касается и жгучего красного перца (который входил почти во все блюда испанцев, живших в Мексике), а также фасоли, сладкого перца, ананасов и других плодов.

Кроме продуктов европейцы привезли в Америку железо и колесо. Это невероятно увеличило производительность: урожай кукурузы, например, которую раньше выращивали с помощью вспахивания и удобрения, теперь увеличился в разы, как и урожай картофеля.

Приход европейцев в Америку для местного населения был настоящей катастрофой. Ведь люди, которые пришли к ним с другого континента, обладали не только более эффективным оружием и общественным устройством, но и вообще совершенно непонятной для американских аборигенов культурой. Они несли с собой болезни, которые для местных жителей, лишенных иммунной защиты, становились смертельными, и проповедовали религию, которая, хотя и называлась религией любви, тем не менее не подразумевала никакой толерантности. Мало того, во имя этой религии сжигались люди и целые деревни, то есть происходил настоящий геноцид, по крайней мере в отношении араваков и карибов. Через двести лет та же судьба постигнет и народы Северной Америки. Впрочем, европейцы тоже заболевали непривычными для них болезнями аборигенов, а затем разносили их по всему миру.

Когда, примерно через сто лет после Микеле да Кунео, Новый Свет посетил Франческо Карлетти (флорентийский работорговец), там уже прочно господствовали испанцы со своим укладом, слегка смешанным, впрочем, с местными привычками. Большая часть продуктов, которые Карлетти там обнаружил, носила европейские названия, иногда даже диалектные.

Когда Карлетти пришлось есть кукурузу из-за отсутствия хлеба, он записал: «...тут все очень неудобно и всего не хватает, даже самых необходимых для жизни вещей, - особенно хлеба, его здесь не могут достать даже самые знатные люди, а вместо хлеба они едят то, что индейцы делают из кукурузы, то есть из того злака, который у нас называется турецким зерном». Это красноречивое свидетельство того, что в Тоскане в конце XVI века кукуруза была хорошо известна и имела в народе название «грантурко». Из другой записи Карлетти мы можем сделать вывод о том, что картошка, например, была для европейца еще в новинку: «...еще тут едят какие-то коренья, которые называются «пататас»; они белого цвета и, будучи сваренными или же печенными в золе, приобретают приятный вкус, почти как наши каштаны, и их даже можно есть вместо хлеба».

Карлетти вспоминает также, что из Европы привозили железное оружие. Он описывает с многими подробностями и покупку рабов в Африке, и их продажу в Америку, перечисляя все пошлины и предлагая читателю сравнить цены на рабов в Мексике и в Перу.

То, как Карлетти описывает альпака, показывает, что он был очень внимательным: он признал в этом животном родственника верблюда, тогда как испанцы вообще путали его с бараном: «В этой стране есть животные, на которых возят грузы и которых испанцы, что, по-моему, очень неправильно, называют carneros, то есть бараны, а вот индейцы зовут их pacchi, и из того, что я сам видел, могу сказать, что они очень похожи на маленьких верблюдов, разве что горба у них нету, зато ноги, шея и голова точно как у верблюда, правда, туловище меньше размером и, соответственно, они менее сильные. Их мясо вполне съедобно, а из их шерсти индейцы делают себе одежду». Книгу Карлетти так и хочется бесконечно цитировать, но я попытаюсь все-таки подытожить все вышесказанное и опровергнуть тем самым гипотезу так называемого «экономического проекта».

Понятно, что, когда мы смотрим из сегодняшнего дня, то есть через пятьсот лет, нам очень хочется думать, что все происходившее в те времена на американском континенте было частью некоего проекта. Но ведь на самом деле полного объединения не произошло даже в наши дни. Случилось всего лишь то, что европейцы обосновались в Америке, многие из них там разбогатели, некоторые разбогатели очень сильно и стали выписывать себе из Европы не только обычные продукты, но и привычные для них предметы роскоши. Золото и серебро, сахар, какао, хлопок и рабы были объектом обмена между европейцами из Европы и европейцами из Америки.

Во времена Эрнана Кортесакастильская корона запретила посадку виноградников и оливковых деревьев в «Новой Кастилии». Цель запрета очевидна и так, но посмотрим все же, что пишет по этому поводу Ф. Карлетти: «...в этой стране [в Мексике] нет вина, то есть виноградного вина, а также масла. Все потому, что Король не разрешает и не хочет, чтобы там обрабатывали землю и выращивали виноград и оливки, как в наших странах, потому что он желает, чтобы вино и масло поставлялись туда из Испании, что приносит его таможенной службе и его вассалам бесконечную прибыль». Однако на Перу этот закон не распространялся, и там масло и вино и производились и экспортировались, поскольку «...там собирали столько винограда, что хватало не только для того, чтобы удовлетворить потребность жителей Перу, но также чтобы снабдить Мексику и другие места... И нет нужды, чтобы все это привозили из Испании, что требует огромных расходов и очень неудобно, - ведь от одного моря до другого надо везти все это на спинах животных в глиняных сосудах».

Там, где это было возможно, например, в Лиме, испанцы не просто воспроизводили привычную для них жизнь, но даже делали ее более роскошной по сравнению с прежней жизнью в Испании. В Лиму поступало все серебро, добытое в Потоси, где на рудниках работали тысячи индейцев и где стремление испанцев бахвалиться своим богатством проявлялось даже в одежде их рабынь: «...а вот в праздничный день - удивительное дело - можно увидеть этих негритянок, очень гордых, в шелковых одеждах, в жемчугах и золоте... Но самое большое чудо - это роскошество той одежды, в которую одеты жены самих испанцев, и вообще все, что бы они ни делали, показывает их тщеславие».

Это упоение богатством иногда заставляло испанцев, как раз из соображений тщеславия, демонстрировать его и с помощью африканских рабов. Этому поддавалась, вероятно, и небольшая часть местных жителей, которые, освободившись от ацтекского ига, немедленно перешли под иго европейцев. Были, конечно, и такие индейцы, которые не хотели подчиняться и прятались в лесах или же пытались как-то выжить, оставаясь маргиналами в этом европейском обществе изобилия, где жить было очень дорого и где аборигенам полагалось выполнять всякую работу, которой не желали заниматься испанцы. Прежде всего это касалось рыбной ловли, «...потому что испанцы ужасно боятся этого презреннейшего занятия». Такое отношение к рыбной ловле сильно повредило гастрономической культуре стран, находившихся некогда в подчинении Испании, - ведь там рыба до сих пор не пользуется большой симпатией.

В Перу и Мексику завозились товары из Китая, из всех областей Америки, а также рабы из Анголы. За то, что ввозилось в Перу, платили серебром, добытым в Потоси: «Все эти товары, а также те, которые прибывают с испанским флотом, предназначены для удовлетворения нужд самих испанцев, а не индейцев, как, возможно, многие думают. Это ведь уже не те времена, что прежде, когда испанцы старались сочетать богатство и простоту: когда первые испанцы приезжали сюда, они добывали местное серебро и золото в обмен на всякие безделушки - колокольчики, скобяные товары, зеркала, разные ножички, стеклянные четки и прочее. А потом они просто завладели всеми здешними благами, вместе со всей страной и всеми людьми, силой оружия, и до сих пор этим наслаждаются».

Индейцам доставались разве что новые болезни, губительные для них: «В этой стране население быстро уменьшается в количестве... очень много народу умирает... в результате долгой болезни аборигены гибнут; это несчастье постигает только их, а испанцев нет, при этом сами испанцы так ужасно обращаются с аборигенами, что часто сами бывают виноваты в их смерти... И вместо того, чтобы платить им за работу (ведь те добывают для них еду), испанцы только говорят им плохие слова и плохо с ними поступают. Из-за этого и прочего бесчеловечного обращения индейцы умирают и вскоре, возможно, исчезнут вовсе, как уже случилось на острове Сан-Доменико и на нескольких других островах, где, когда их открыл Колумб, жило много народу, а теперь они пустынны и необитаемы».

Менее чем за сто лет шахты Потоси поглотили десятки тысяч людей, а из-за болезней умерло еще больше. С несчастными жителями Центральной Америки обходились ужасно, их лишали не только земли, но и достоинства, к тому же они осуждались инквизицией за свои верования. Все это вынуждало их скрываться в лесах, и они сопротивлялись испанцам сколько могли, но в конце концов неизменно бывали вынуждены сдаться. Индейцев Северной Америки, которых судьба избавила от нашествия испанцев, постигла не лучшая участь. Они тоже были лишены земли и обречены на голод «героями» вроде Буффало Билла, самоотверженно посвятившего себя систематическому и искусному уничтожению бизонов, которые, между прочим, были единственным богатством тамошних индейцев и главным источником их питания. Понадобилось пятьсот лет, чтобы идеи Лас Касаса получили наконец хоть какое-то распространение, тем не менее злоупотребления и разрушения продолжаются и в наши дни: достаточно привести пример Амазонии или Чьапаса.

Как бы то ни было, европейцы познакомили Америку с различными видами мяса, колесом, плугом и железом, что несколько облегчило голод и тяжкий труд тех индейцев, которым удалось выжить в условиях геноцида. В первую очередь именно труд - ведь до этого людям приходилось переносить грузы на плечах по труднопроходимым путям. Понадобится еще много времени, прежде чем эти народы, которые снова стали развиваться, смогут рассчитывать на реальную интеграцию и на восстановление своего попранного достоинства.

Настоящая экономическая интеграция между Европой и Америкой стала возможна прежде всего благодаря индустриальной революции - ведь только изобретение кораблей-рефрижераторов позволило привозить в Европу аргентинское мясо, американский хлопок, канадское зерно и даже ананасы и бананы. А вот после Второй мировой войны американская техника стала поступать в Европу в таком количестве, что создались предпосылки для культурной экспансии: и только теперь представляется уместным говорить о попытке такой интеграции, которую европейская культура может повернуть и в свою пользу.

Из книги Каменный век был иным… [с иллюстрациями] автора Дэникен Эрих фон

Мост в Южную Америку Некогда на землях нынешней Аргентины, Колумбии, Перу и Чили жили люди эпохи мегалита, оставившие последующим поколениям каменные круги, менгиры, дольмены и настоящие жемчужины искусства, поражающие тщательностью отделки. В этом отношении они ничуть

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Кризисы в истории цивилизации [Вчера, сегодня и всегда] автора Никонов Александр Петрович

Из книги Сексуальная культура в России. Клубничка на березке автора Кон Игорь Семёнович

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Закрыть Америку! У синего моря урядник стоит, А синее море шумит и шумит. И злоба урядника гложет, Что шума унять он не может. Максим Горький Изменения сексуальной морали и поведения ставят перед российским обществом множество новых и придают дополнительную остроту

Из книги От Руси к России [Очерки этнической истории] автора Гумилев Лев Николаевич

Из книги Гоа. Для тех, кто устал... жить по инструкциям автора Станович Игорь О.

Две Европы Попробуем посмотреть с точки зрения сказанного выше на этническую историю нашей страны. В те века, когда начиналась история нашей Родины и ее народов, человечество населяло Землю крайне неравномерно. При этом одни народы жили в горах, другие - в степях или

Из книги Цивилизации автора Фернандес-Арместо Фелипе

Тур «Роди в Гоа», не пугайтесь, рожать ездят не только в Америку и Европу Человеку цивилизованному может показаться диким то, что в Гоа специально едут семейные пары рожать в натуральных условиях. Не скажу, что является первичным, приезды к нам отца и основоположника этого

Из книги Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

16. Переплывая Атлантический океан Возникновение атлантической цивилизации Распространение культуры из Европы в Америку и наоборот Ведь по свидетельству наших записей, государство ваше положило предел дерзости несметных воинских сил, отправлявшихся на завоевание

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

В честь кого назвали Америку? Вовсе НЕ в честь итальянского торговца, мореплавателя и картографа Америго Веспуччи. Америка названа по имени уэльсца Ричарда Америка, зажиточного купца из Бристоля.Америк финансировал вторую трансатлантическую экспедицию Джона Кабота –

Из книги С мольбертом по земному шару автора Демин Лев Михайлович

Из книги Происхождение вилки. История правильной еды автора Ребора Джованни

Из книги Художественная культура русского зарубежья, 1917–1939 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги автора

Глава XIV Вновь в Америку Лишь несколько месяцев провел Верещагин в кругу семьи, в своем московском доме за Серпуховской заставой. В ноябре 1901 года он вновь отправился на Американский континент. Цель новой поездки была двоякой: во-первых, художник намеревался устроить

Из книги автора

Из Испании в далекую Америку: сахарный путь Если португальцы интересовались специями, а кастильские идальго мечтали об Эльдорадо и о благородных званиях, итальянских купцов прежде всего волновала земля и ее производительность, хотя они тоже не были равнодушны к

Из книги автора

И. С. Кардаш Игорь Стравинский: из Европы в Америку – от балета до балета Игорь Стравинский покинул Россию накануне Первой мировой войны: с 1913 года он попеременно живет то во Франции, то в Швейцарии. Уже с конца 1920-х – начала 1930-х Америка незаметно, но настойчиво

За четыре экспедиции с 1493 по 1504 годы, совершённые Христофором Колумбом к берегам Американского континента, его корабли привезли в Испанию десятки растений и животных, которых никогда не видели европейские жители. Потребовались годы тщательного изучения и селекций, чтобы эти продукты вошли в их рацион, и несколько веков, чтобы блюда оказались на столах жителей отдалённых частей Европы и других континентов. Ананас, подсолнечник, тыква, авокадо, кабачок… Это неполный список наших любимых продуктов, которыми мы обязаны мореплавателю.

Картофель

Родиной картофеля считается территория Южной Америки от Чили до Центральной Америки, где на протяжении десятка тысячелетий он культивировался индейцами. При раскопках древних захоронений инков археологи находили изображения этого растения на глиняных изделиях. Картофель, который попал в Европу благодаря экспедициям Колумба, был диким, не похожим на современный. Он представлял собой мелкие и водянистые клубни, поэтому был принят за декоративное растение. Поначалу его пытались есть сырым и использовали в пищу зелёные плоды, и в итоге овощ был объявлен ядовитым. Лишь только в 70-е годы XVIII века, благодаря стараниям французского агронома Антуана-Огюста Пермантье, растение признали съедобным, при этом богатым полезными и питательными веществами. Спустя несколько веков селекции слух о «земляных яблоках» распространился по Европе, и во времена правления Петра I картофель был завезён в Россию. Однако жители отказывались есть и выращивать продукт, который, по слухам, вызывал проказу, рахит и туберкулёз. И всё же спустя пару веков картофель стал для нас вторым хлебом: в СССР выращивалось около трети от объёма мирового производства культуры.

Помидоры

Колумба и его соратников привлёк внешний вид кустиков с резными листьями и маленькими цветочками, поэтому они привезли растение в Старый Свет. Так же как и картофель, поначалу оно считалось декоративным и ядовитым: европейцы боялись использовать в пищу яркие красные плоды. Автор классификации растений Карл Линней назвал его «солянум ликоперсикум», в переводе с латинского — «волчий персик». А вот ацтеки, на родине которых испанцы обнаружили растение, называли его «тумантла» — «крупная ягода», итальянцы дали ему имя «помидоро», в переводе — «золотое яблоко», а французы нарекли его «пом д’амур», что означает «яблоко любви». В Россию помидоры попали в царствие Екатерины II, но лишь в 1850 году была доказана их съедобность и полезность. С этого момента агрономы начали засаживать семенами растений южные территории страны, а селекционеры — работать над сортами, пригодными и к северному климату.

Кукуруза

Одной из первых культур, которые привёз Колумб из Нового Света, стала кукуруза, или маис, как её называли американские индейцы. Археологические раскопки в Мексике, Перу и Боливии показывают, что она культивировалась ещё племенами майя, затем инками и ацтеками. До того как европейцы ступили на Американский континент, кукуруза была там единственной хлебной культурой. Её готовили в початках или перемалывали в муку, из которой пекли лепёшки. Поэтому местные жители считали маис священным растением, слагали про него легенды и мифы. Ацтеки верили, что кукуруза упала на землю в виде золотого града, который послал людям бог Солнца во время страшного голода. Мексиканцы называли кукурузу «тлаолли» — тело, а испанцы прозвали её «индейской пшеницей». Попав в Европу, культура распространилась по континенту невероятно быстро, растениеводы сразу оценили её продовольственную ценность. Высокая продуктивность и лёгкие условия выращивания кукурузы стали весомым плюсом для аграриев, особенно при сравнении с пшеницей и рисом. В Россию она попала в XVII веке, а с начала XIX века началось её выращивание на полях.

Какао

Историки считают, что слово «kakawa» появилось в низменности на берегу Мексиканского залива, где 1000 лет до н. э. обитали племена ольмеков. Затем их сменила цивилизация майя, которая стала выращивать плантации какао-деревьев, а полученный из бобов напиток окрестила «чоколатль». Шоколад стал для южноамериканских индейцев священной жидкостью, которой наполняли ритуальные вазы. Местные племена изобрели множество рецептур его приготовления с добавлением всевозможных специй. Христофор Колумб привёз какао-бобы из своей четвёртой экспедиции в Новый Свет, но на фоне золота и прочих богатств они не привлекли внимание вельмож. Однако позже европейцы узнали рецепт напитка от жителей Американского континента, и шоколад стал их второй зависимостью после табака, который, к слову, также был привезён Колумбом. Сначала лакомство считалось привилегией мужчин, при этом очень знатных и богатых. Какао-бобы стали использовать в качестве валюты: за 100 семян можно было купить хорошего раба. В конце XVI в. в напиток стали добавлять сахар, и он стал любимым лакомством женщин и детей. В 1674 шоколад стали использовать при изготовлении пирожных, а в 1847 была изобретена рецептура твёрдого плиточного шоколада.

Индейка

До путешествий Колумба в Новый Свет европейцы ни разу не видели индейку. Дикая птица, водившаяся в американских лесах, была одомашнена местными племенами, а в начале XVI века завезена в Испанию. Моряки Колумба назвали животных «индийские куры», что было связано с географическими заблуждениями команды относительно их пребывания в Индии. По другой версии, Колумб окрестил птицу «индийским павлином», на индийском диалекте павлин звучит как «tuka». Это объясняет её название в английском языке — «turkey». Однако языковеды находят аналогии с Турцией (Turkey), которая считалась далёким краем, где водятся экзотические твари, а также со звуками «turc, turc, turc», издаваемыми птицей. Европейцы же изначально назвали животное «испанская курица» и очень полюбили блюда из её нежного мяса. К 30-м годам XVI века индеек стали выращивать по всей Европе, в России же её приняли лишь в XVIII-XIX веках под влиянием моды на всё французское.

Информация по разделам

Тем читателям, кто следит за нашими заметками, уже известно, что в конце пятнадцатого столетия Христофор Колумб таки сумел убедить королевскую семью Испании снарядить экспедицию в поисках морского пути в Индию. Экспедиция была довольно скромная, поэтому привезенные трофеи не отличались обилием и разнообразием. Тем не менее, какао-бобы, гамак, индейка, табак, красный острый перец и многое другое прочно вошли в обиход Европы и всего «старого» мира. Тем не менее, нашлись веские основания, позволившие Альфреду Кросби считать обмен между материками вполне равноценным, а не рассматривать происходящее как затоваривание Европы подарками из Нового Света в одностороннем порядке. Более того, поток товаров из Старого Света оказался более солидным, к тому же быстрее и лучше организованным. Кросби назвал это «Колумбов обмен».

Что же смог Старый Свет предложить Новому в качестве встречных открытий, которые позволили Кросби считать все происходящее обменом между народами? Что вообще значили тогда и значат сегодня для современного человека столь давние события? Я попробую описать «внешнюю», видную всем сторону этого обмена, а заодно и вскрыть закулисную, скажем так, «внутреннюю» составляющую этих связей Старого и Нового Света.

Итак, начнем: в первую очередь изложим традиционный взгляд на Колумбов обмен

Как известно, курсировавшие корабли доставляли в обоих направлениях растения и животных. Весь список перечислить невозможно, но примерно это выглядит так: из Европы в Америку прибыли артишоки, арбузы, горох, капуста, конопля, лук, кофе, миндаль, огурец, оливки, рис, рожь и пшеница, свекла, сахарный тростник, яблоки и спаржа. В обратном направлении: авокадо, ананас, арахис, ваниль, какао, острый красный перец, картофель, томат, кешью, подсолнечник и фасоль.

Теперь о животных: Из Европы в Америку переправлялись овцы, ослы, коровы, коты и собаки, лошади, свиньи, кролики и курицы. Обратно: индейка, лама, альпака, ондатра, нутрия и морская свинка. Возможно, что-то в этом списке вас удивит: например, многие считают, что кофе и какао растут на соседних деревьях, что горох и фасоль - это одно и то же, а лама - тот же верблюд, только с шерстью. Если вы так думали, то во всех этих случаях вы ошибались с погрешностью на целый «материк», но наши заметки не станут площадкой для спора, просто поверьте мне на слово: все это результат многовекового обмена. Что-то прижилось быстро, а что-то - нет.

Вы, наверное, уже заметили, что в области растений наблюдается примерное равенство вкладов сторон, а в области животных Европа представлена куда лучше. Дело в том, что в Америке ситуация обстояла следующим образом: отлично развитое сельское хозяйство и богатство всевозможных культур, а вот из животного мира в изобилии в Америке были только рыбы и птицы. Купец Микеле де Кунео, посланный в Новый Свет для наблюдений, писал в дневнике о местных жителях: «Это холодные люди, не чувственные. И причина этого, возможно, в том, что они плохо питаются». Он имел в виду именно то, что с мясом, сыром, колбасами, вином, оливковым маслом в Америке было сложно, а рыбу испанцы в те времена считали едой для постных дней или для бедных. К ловле же рыбы относились с опаской и презрением.

Обмен был в обе стороны, но назвать его равноценным было бы неточно: корабли принадлежали белым людям, и они решали, чем заполнить трюмы в обоих направлениях. Мнение индейских племен в расчет не принималось. Поэтому не удивительно, что первые же корабли начали учитывать потребности испанцев, осевших в Америке, которые хотели привычного хлеба из пшеницы, мясных продуктов, оливкового масла и вина.

Что на самом деле искал Колумб на другом конце света? Приход в Америку «белого» человека

Эта глава выглядит не совсем уместной сейчас, ибо сегодня нам интересно, что везли в Новый Свет, а не наоборот, но и без нее нельзя: я уже объяснил, что везли в обе стороны, но управляли процессом, по сути, одни и те же люди, белые господа из Испании, Португалии, Голландии, Англии и Италии. То есть важно понять, чего они хотели от Нового Света. Официальная версия заключается в том, что Колумб хотел достичь Индии с ее богатствами, в основном в виде специй. На самом деле, скорее всего специи в приоритете были только у португальцев и немного у голландцев. У португальцев действительно присутствовало легкое «помешательство на специях» (термин Фернандо Броделя). Кастильская же знать скорее мечтала о славе, золоте и драгоценностях. Итальянцы и генуэзцы искали новые рынки торговли, земли для налаживания различных производств. И все они искали расширения владений, новых гербов и увеличения влияния. В частности, всех прельщала возможность обойти мусульман и зайти им в тыл. Ну и, конечно, интересы церкви надо учитывать тоже: распространение христианской веры никто не отменял.

Теперь мы сделаем первый и неожиданный вывод из всего выше сказанного: главное, что привез Старый Свет в Новый – это самого «белого человека», европейца. В этом и было главное отличие от первого открытия Америки викингами: те не предполагали рассматривать Америку как новое место своего поселения или работы. Поэтому никаких «новых викингов» не возникло, хотя отдельные деревни имели место быть. А вот европейцы сразу заселили новые земли и начали торговые и производственные проекты. Поэтому у них возникли настоятельные потребности в том, к чему они привыкли. К тому же, там, где европейцам быстро удалось разбогатеть (например, на добыче серебра в Лиме), у них появились и огромные средства для удовлетворения этих потребностей. За этим спросом последовала эпоха «манильских галеонов».


Межматериковая торговля. Манильские галеоны

Сейчас, когда логистика стала привычной вещью и товары складируются, упаковываются и доставляются по всему миру с завидной скоростью и организованностью, трудно представить мир без этих услуг. Но, по сути, мировую глобальную торговлю изобрели испанцы, когда впервые она была налажена ими между тремя частями света.

Испанцы построили удивительный торговый обмен между тремя центрами: Испанией в Европе, Филиппинами на Востоке и Америкой. Корабли связывали через Атлантику Манилу и Акапульку, а через Тихий Океан они шли в Европу, замыкая этот, по сути, кругосветный маршрут. Причем потребности Нового Света были таковы, что пришлось построить гигантские корабли, способные перевозить до 2000 тонн. Эти корабли строили на специальной судоверфи в Маниле и называли их «манильскими галеонами». Такие огромные корабли требовались для того, чтобы перевозить в Америку лошадей, коров, предметы роскоши из Китая и продукты из Индии. Разбогатевшие «новые испанцы» в Америке требовали себе все это, да еще охотно покупали рабов из Анголы.

Груз манильского галеона состоял из шелка, золота, драгоценностей типа китайского жемчуга, ковров, пряностей и т.д. Галеон был огромен, хорошо оснащен пушками и почти недоступен для пиратов. Главной угрозой для него была опасность затонуть вследствие штормов. Поэтому для манильского галеона тщательно планировался маршрут, и выходил он в плавание один раз в году в июне. Таково было королевское решение, а у короля был свой интерес, так как часть имущества на корабле и, тем более, часть дохода от колоний за целый год деньгами и товарами принадлежала именно ему. И король решил, что лучше один раз в году, но без ошибок. Это напомнило мне решение Сталина о молодом российском кинематографе: как известно, Сталин принял решение, что мы не будем гнаться за Голливудом по количеству: будем выпускать всего несколько фильмов в году или даже всего один, но отличного качества, не уступающего ни в чем Голливуду. В общем, решение спорное, но королю виднее.

Что касается второй части маршрута, между Америкой и Европой, то там ситуация с пиратами была несколько иная и требовала другого решения: снаряжались периодические экспедиции-караваны из нескольких небольших галеонов под охраной военного флота. Из Европы везли оливки, вино и пшеницу. Испания довольно долго противилась тому, чтобы Новые испанцы выращивали все это у себя, рассчитывая пополнять казну экспортом. Другой вопрос, что вино в дороге портилось и со временем виноградники стали нормой в Мексике, Аргентине и на других землях.


Глобализация как основное содержание развития человечества

Альфред Кросби написал свою книгу «Колумбов обмен» в 1972 году. Его идеи существенно развил позднее в своих работах журналист Чарльз Манн. Его прежде всего заинтересовал феномен того, что мир человечества в целом был поделен условным 1492 годом, а, если взять шире - эпохой географических открытий. Манн считал, что возникшие в результате этих открытий «обмены» и смешивания гораздо шире, чем просто налаживание культурных и торговых связей, то есть что они носят скорее общемировой, биологический характер. Образовались целые новые нации, проявились тенденции глобализма, огромный скачок в развитии сделали медицина и биология, ответившие на вывоз завезенных инфекций и заболеваний. Эти процессы коснулись не только обмена между Испанией и Америкой, ведь в 1570 году Мигель Лопес де Легаспи и Андрес де Урданета реализовали задачу, стоявшую перед Колумбом и открыли западный торговый путь в Китай. До этого население Китая росло очень медленно. С открытием торгового пути Китай получил дешевые зерновые из Америки и его население начало быстро расти.

Так называемые «манильские галеоны» связали торговлей Азию, Африку, Европу и Америку. Началась эпоха глобализации. В принципе, эпоха великих географических открытий просто предоставила многим те возможности, которых они раньше не имели. А желания были и раньше, то есть всегда. Есть старинная крестьянская пословица, примерно одинаковая по смыслу у самых разных народов: «Если крестьянин съел свою курицу, то кто-то из них двоих болен». Смысл в том, что крестьянин никогда не будет есть свою курицу, если ее можно продать. Деньги для него всегда больший дефицит, чем еда. А желания человека почти всегда опережают его возможности. Поэтому ясно, что открывшиеся в Новом Свете возможности резко ускорили приход того, что мы сейчас называем эпохой глобализации, формирования класса буржуазии, развитием технического прогресса и построения общества потребления. Во многом Открытие Колумба оказалось переломным моментом.

Европа подарила Америке собак

Овечки также приехали в Америку из Старого Света

Кролики попали в Америку на европейских судах

Что Америка получила «в нагрузку» и контрабандой

То, что ввозилось в Америку, не было хорошо продуманным проектом. Все развивалось медленно и довольно стихийно. Тем не менее, появление в Америке виноградников, плантаций сахарного тростника, лошадей и коров было вполне логичным, что мы и постарались логически обосновать. А вот кое-что проникало в Америку, так сказать, контрабандой. Во-первых, это болезни и инфекции. Из Европы приехали: чума, оспа, грипп, некоторые формы малярии, тиф, туберкулез, холера. Местное население, не имеющее иммунитета и медикаментов, очень сильно страдало от этих болезней. В трюмах кораблей также были привезены крысы и сорняки. Например, подорожник: он быстро распространился в Америке, и индейцы назвали его «следом белого человека».

В будущем еще не раз произойдут микро-катастрофы биологического характера, вследствие незаконного пересечения границ: в 1869 году из Франции привезут в Америку бабочку-шелкопряд, а она неожиданно начнет пожирать кварталы лесов. В 1970 из Африки завезут пчел, которые станут размножаться с огромной скоростью и начнут представлять угрозу для человека. Были, конечно, сюрпризы и со стороны Америки: колорадский жук, настоящее бедствие для картофельных полей, именно оттуда попал в Европу.

Современные американцы как результат смешения кровей

Мы уже сказали, что одним из главных содержаний «Колумбова обмена» можно считать обмен людьми. Индейцев почти сразу привезли в Европу, но они там не прижились. Тому много причин. Во-первых, местное население было невелико. Во-вторых, оно было совершенно не адаптировано к жизни в Европе (индейцы болели, спивались). В-третьих, как работники или рабы, они были не так уж и нужны Европе, там хватало своих бедняков, готовых работать за копейки. А если не хватало, под боком была Африка, население которой, кстати сказать, примерно в пять раз превосходило американское. А вот самой Америке быстро стало не хватать людей. Люди были нужны: для работы на рудниках по добыче серебра, на табачных плантациях, на уборке сахарного тростника. Росло сельское хозяйство, росли обрабатывающие производства - все это надо было как-то обслуживать.

Я не буду сегодня вдаваться в подробности того, как следует правильно называть приехавших в Новый Свет людей: рабами, мигрантами, работниками по контракту. Рабство - печальное явление, но его точно изобрели не испанцы и не американцы, к тому же ехали в Америку не только рабы. Первыми завезли около одного миллиона ирландцев, положение которых иногда было хуже, чем у рабов. Но работников по-прежнему не хватало, поэтому около 15 миллионов рабов вывезли из Африки. Все это вызывало смешение кровей, культур и традиций. Давайте определимся с терминами: белый + черный = мулат, белый + индеец = метис, черный + индеец = самбо. Поскольку вопрос этот важен и довольно занимателен, я заимствовал на сайте БольшойВопрос табличку:

Загрузка...